Завод: вчера, сегодня, завтра…

Светлана Подорванова| опубликовано в номере №1186, октябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

В. БОЖЬЕВ. Кстати, в нашем цехе сложных удобрений вся работа сосредоточена именно на центральном пульте управления. Когда к нам приходят впервые, то удивляются, как мало рабочих в таком большом цехе. А чтобы управлять процессом производства, нужно следить и за тем, что происходит во всех аппаратах, и как работают насосы, электромоторы, и как двигается электротранспортер, и сколько кислоты осталось в баках. Все эти данные мы получаем с помощью автоматики. У нас стоят специальные датчики, которые измеряют температуру, вес, объем.

Г. МЕРКУЛОВ. Это характерно не только для вашего цеха. В прошлом году в сернокислотных цехах комбината введена в эксплуатацию так называемая система «Купол». Она предусматривает автоматизированное управление всеми процессами. Мы должны задействовать несколько подобных систем для выпуска минеральных удобрений и аммиака. Вершиной всего этого процесса станет внедрение средств автоматики уже в управление предприятием. Создается диспетчерская АСУ, на которую будут поступать все данные о технологическом процессе. Машины должны обрабатывать эту информацию и выдавать рекомендации для перестройки технологии. Сегодня наша работа немыслима без электронно-вычислительной техники. С ее помощью решаются многие задачи: снабжения, сбыта, расстановки кадров, бухгалтерского учета. Несомненно, автоматизированная система управления станет одним из рычагов повышения производительности труда.

В. БОЖЬЕВ. Помню, мы возводили здание цеха сложных удобрений. Закончив строительство, многие решили остаться здесь. И понятно: огромный цех, современное оборудование. Любопытно было разобраться в машинах, научиться на них работать. В то время я был слесарем-станочником, а мечтал стать монтажником. Встретил своего бывшего наставника Льва Арсентьевича Логинова. Когда-то он учил меня азам слесарной работы. И он же уговорил остаться работать в только что пущенном цехе. Все ссылался на то, что я молодой и мне нужно многому учиться, а возможностей здесь предостаточно. И я остался. Вот уже седьмой год работаю.

Г. МЕРКУЛОВ. Не жалеете?

В. БОЖЬЕВ. Да что вы! Я считаю, что у нас работа творческая. В процессе ремонта сталкиваемся со многими сложностями и решать их стараемся сами. Года два назад у нас часто выходил из строя конвейер, который подавал в цех тару для удобрений. На его ремонт приходилось тратить много времени и сил. Мы почти месяц искали выход, чтобы усовершенствовать конвейерную дорогу. И нашли-таки причину частой поломки: изменили сам принцип смазки – пустили беспрерывную жидкую. Теперь капитальный ремонт конвейера потребуется только через несколько лет. А в этом и состоит главная задача моей бригады: чтобы после нашего ремонта оборудование работало надежно, с гарантией.

Г. МЕРКУЛОВ. Вы правы. Без творческой инициативы сегодня работать немыслимо. А завтра, когда у нас полностью вступят в строй контрольно-измерительные приборы и автоматика, элемент творчества станет преобладающим в деятельности рабочих.

В. БОЖЬЕВ. И, разумеется, чтобы управлять счетно-вычислительными машинами, нам нужны и более высокие знания. Не удивительно, что когда ребята заканчивают Техникумы, все равно остаются работать на старых местах. И старым остается только название профессии: изменились уже и машины и технология. Пока учился – наука ушла вперед. Впору поступать в институт. А рабочим, которые продолжают учиться в вечерних школах, у нас в цехе уделяется особое внимание. Создана комиссия, которая контролирует успеваемость. Чтобы парень чувствовал, что предоставлен не самому себе, а твердо знал, что учеба его имеет государственное значение. И что школа – только первый этап в последующей лестнице знаний. Так вот, в эту комиссию входят авторитетные рабочие, а председатель – начальник цеха. Если ученик пропускает занятия, то с ним проводят беседу. Конечно, не всегда ругают. Стараются понять причину прогулов. Иногда выясняется, что виной этому не только инертность. Рабочий обзавелся семьей, появился ребенок. Тогда кс-миссия находит возможность устроить малыша в ясли или детский сад. А иногда председатель комиссии возмущается: «Как же так? Ты уже был у меня. Разговаривали. Ссылался на неустроенность. Жить негде. Выделили тебе комнату. А из школы снова звонят – двоечник, прогульщик». Но такой пример, к счастью, исключение. Все понимают, что чем больше человек знает, тем быстрее поймет и освоит то новое, что приходит на предприятие каждый рабочий день.

Г. МЕРКУЛОВ. Именно поэтому учебе на комбинате и придается такое серьезное значение. Ведь мы проводим реконструкцию, и наша задача изменить не только технологию производства, но и экономическую подготовку кадров. У нас существуют курсы повышения квалификации, отделы технического обучения, школы политического просвещения, народные университеты, которые позволяют поднять общую культуру, политическую осведомленность людей. Ведь очень важно, чтобы работа по интенсификации дел, мысли, настроения была постоянной. Как вы знаете, день в цехе у нас начинается, как правило, с производственного совещания.

В. БОЖЬЕВ. Мне нравится эта система. Как бригадир, я обязан знать то, над чем работает коллектив не только моего цеха, но и всего комбината, какие у него имеются сложности и что надо сделать для того, чтобы их устранить. В то же время каждый рабочий должен понимать, что лично от него в этом плане зависит. Думаю, такая постановка дел влияет и на сознание рабочего и на культуру производства.

Г. МЕРКУЛОВ. Согласен. Информация о задачах текущего дня всего предприятия значительно расширяет границы понимания и деятельности рабочего. Но когда мы говорим о культуре производства, то обычно подразумеваем многие аспекты этой проблемы. Это и чисто внешние показатели – эстетика производства; технологическая культура – интенсивность работы оборудования. Это и такая серьезная проблема, как защита окружающей среды.

В. БОЖЬЕВ. По внешнему виду нашего города почти невозможно сказать, что мы живем в городе большой химии. Воскресенск окружен со всех сторон лесом. А наш прекрасный парк в центре города!

Г. МЕРКУЛОВ. Но нельзя забывать, что охрана окружающей среды – одна из главных проблем. И наша задача сделать все возможное, чтобы не разрушить то прекрасное в природе, что окружает нас. Мы продолжаем работать в этом направлении: построили крупнейшую систему по очистке сбросовых вод мощностью около 80 тысяч кубометров в сутки, ввели водооборотные циклы, что дало возможность резко снизить промышленное потребление воды, приступили к строительству крупных установок для снижения выбросов газа и пыли в атмосферу.

В. БОЖЬЕВ. Выходит, экология – один из элементов культуры производства...

Г. МЕРКУЛОВ. Вообще культура производства – довольно широкое понятие и состоит из многих факторов. Безусловно, она определяется и квалификацией рабочих и высокой степенью подготовки занятых в производстве инженеров, техников, механиков. Их отношение к делу, моральная и материальная заинтересованность сказываются на вопросах культуры производства.

В. БОЖЬЕВ. Конечно, материальная заинтересованность играет заметную роль в нашей работе. Но нельзя сбрасывать со счетов и возросшую сознательность рабочего. В нашем цехе технологический процесс непрерывный. Если внезапно что-то выходило из строя (это случалось в основном на первых порах пуска цеха), то вся работа замирала. Простаивали и машины и рабочие. Тогда в любое время дня и ночи, будь то в выходной день или праздник, мы мчались по экстренному вызову ликвидировать неисправность. Возвращались домой и были спокойны: цех работает, все нормально. И никогда у нас не возникали разговоры ни об оплате сверхурочных, ни об отгулах.

Г. МЕРКУЛОВ. Руководство обязано предоставлять и то и другое.

В. БОЖЬЕВ. Но ведь не это определяет стремление бригады помочь своему предприятию! И мне кажется, что высокое сознание рабочего как бы следствие той коренной реконструкции, которая производит перестройку не только предприятия, но и помогает формированию нового типа рабочего.

Г. МЕРКУЛОВ. Валентин, вот вы и ответили на основной вопрос, который стоял перед вашей бригадой: о важности реконструкции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены