Завещание Гитлера в школьном ранце

Ю Александров| опубликовано в номере №846, Август 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Кельне я был свидетелем одной уличной сценки. По проезжей части мостовой под грохот барабанов печатала шаг колонна школьников, Ребята шагали с длинными палками, которые лежали у них на плечах, как винтовки. По обочине топал верзила с военной выправкой и покрикивал:

– Линкс, цвай, драй! Лимкс1 Линкс! Линкс! Колонна маршировала, прохожие глядели.

Одни безучастно, другие с улыбкой одобрения. Некоторые отворачивались. Кто-то рядом вздохнул:

– Опять маршируют...

– Да-а, – протянул другой. – Забылось, видно, как сидели мы у разбитого корыта и друг другу в глаза глядеть стыдились. А теперь как ни в чем не бывало. Опять вот мальчишек муштруют. – И, помолчав, добавил: – Уроки бы им учить...

– Неизвестно, что хуже, – отозвался прохожий в очках, с сухими, впалыми щеками.

Ведь у нас в школах не меньше трети учителей – бывшие наци.

Вмешался господин с элегантной тростью-зонтом.

– У вас есть дети? – строго спросил он человека в очках.

– Двое.

– Я думаю, вы неважный отец и плохой немец.

– Почему же?

Господин назидательно поднял палец.

– Арифметика остается арифметикой, география – географией, что бы там ни говорили. Педагог должен любить свой предмет и детей. Его взгляды никого не касаются. Мы, слава богу, живем в демократической республике!

– Неужели?

Господин поперхнулся и возмущенно завертел головой, очевидно, отыскивая полицейского. Колонна тем временем прошла, прохожие разошлись.

Каждый был поглощен заботами сегодняшнего: прошлое вроде умерло, будущее туманно.

Но прошлое не умерло. Оно властно протягивает свою костлявую руку к будущему. Прошлое получило власть над умами молодых западногерманских граждан. Взять хотя бы учебник истории, по которому в ФРГ преподают в 5 – 6-х классах. Периоду двух мировых войн отведена 71 страница. Из них 41 фактически посвящена рекламе гитлеровского режима, причем описание «жизнедеятельности» самого фюрера занимает 13 страниц. К тому же эти 13 страниц появились в последнем издании учебника на том самом месте, где прежде рассказывалось о борьбе народов Европы против фашистских захватчиков.

Да что учебники! В некоторых западногерманских городах школьник, опустив в автомат монету, может снять трубку и прослушать одну из варварских речей Гитлера. Мне пытались объяснять, что эти автоматы предназначаются якобы для того, чтобы воспитать у подростков чувство неприязни к бывшему «фюреру». Верится с трудом.

А книжные прилавки? Они завалены самой настоящей отравой, которая вдобавок продается по умышленно заниженным ценам. В ФРГ годовой тираж милитаристской литературы достигает 20 миллионов экземпляров! (Выпуском ее занято около 100 издательских фирм.) Чего там только не накручено! Военные «подвиги» фашистских головорезов, ненависть и злоба ко всему прогрессивному, откровенная агитация вновь приняться за военный разбой. Вот что написано, например, в популярной книжке «Малая германская география», входящей в список рекомендуемой школьникам литературы: «По ту сторону Одера и Нейсе лежат немецкие земли. После того, как с них согнали немцев, там разместилось несколько тысяч поляков. Огромные пространства некогда плодородной территории с их приходом стали превращаться в пустынные степи. Германия не может отказаться от 114000 кв. км своих земель...» На издаваемых в ФРГ географических картах эти области обозначаются как германские.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены

в этом номере

След обрывается у моря…

История, рассказанная офицером пограничных войск