Заслужи право

опубликовано в номере №1123, март 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Движение к цели» - под таким названием была опубликована статья Владимира Глотова в прошлом году в 21 - м номере. В ней был поставлен вопрос о практике проведения Ленинского зачета. Статья вызвала живой отклик среди комсомольских работников.

Не забывать технику дела

«Не все бесспорно в них...» - такой репликой снабдила редакция раздумья о Ленинском зачете своего специального корреспондента; раздумья, проникнутые горячей заинтересованностью и правильным пониманием некоторых противоречивых явлений зачета. И хотя автор оговаривает, что речь идет лишь о «технике дела», разговор пошел значительно глубже: об эффективности воспитания, о КПД форм комсомольской работы.

«8 чем причина пристального внимания комсомольских работников к неглавной, казалось бы, стороне дела?» - спрашивает автор.

«Упростить...» - отвечают некоторые секретари. В силу сложившихся приемов пропаганды опыта мы больше говорим о достижениях и победах, чем о нерешенных задачах, поэтому у комсомольских работников сложилось представление о Ленинском зачете как о палочке - выручалочке, которая сама все сделает. Практика свидетельствует, что Ленинский зачет предъявляет высокие требования к каждому комсомольцу, начиная с групкомсорга, кончая секретарем обкома ВЛКСМ, ибо сама комплексность программы участника Ленинского зачета, которую он намечает в личном плане, требует многого и от комсомольца и от комсомольской организации. Поэтому право стать участником Ленинского зачета надо заслужить. Организация должна выйти на определенный организационный и политический уровень, чтобы те формы и мероприятия, которые в совокупности образуют единое - Ленинский зачет, - давали эффект. Именно в этом плане мы рассматриваем роль общественно - политической аттестации комсомольских коллективов и комсомольских вожаков.

Аттестация коллектива выявляет роль группы, комитета, райкома в воспитательной работе, дает возможность увидеть за цифрами отчетов их результативность. Мы считаем, что это длительная, кропотливая, направленная на перспективу деятельность и областного и районных комитетов ВЛКСМ.

Я говорю о высоком праве комсомольской организации стать участником Ленинского зачета, ибо нельзя говорить о том, что, скажем, первичная организация участвует в Ленинском зачете, а там половина задолжников и собрания проходят раз в полгода, и от того, назвали ли собрание Ленинским уроком или нет, не меняется суть.

Все дело в том, что появление Ленинского зачета закономерно и отражает возросшие требования общества к каждому советскому человеку, а значит, и возросшие требования к организациям, ведущим воспитание. Поэтому личное планирование, аттестация личности обязательно должны распространяться на каждого члена ВЛКСМ и на молодежь. Именно в этом плане мы говорим о массовом распространении Ленинского зачета. Так, в районах нашей области до 98 процентов комсомольцев имеют личные планы и проходят аттестацию.

Нельзя забывать о «технике дела», ибо это может серьезно сказаться на его содержании. Идея работает эффективно тогда, когда мы сумеем найти хорошее организационное воплощение. Возьмем такую форму, как личный план. За эти годы он прошел у нас несколько этапов развития. В нем заложен сегодняшний уровень требований коллектива к личности, и в то же время он должен учесть индивидуальность личности, ее способности и возможности. Он должен быть по возможности унифицирован и в то же время учитывать особенности категорий молодежи. Мы используем сочетание личного плана комсомольца и плана организации, чтобы диалектически связать части в единое целое.

В этом отношении интересен поиск критериев оценки личности.

«Нельзя разложись человека по полочкам» - так говорится в статье, так считают многие активисты, социологи, педагоги. Я считаю, что сам принцип правильный, ибо мы ставим цель «разложить», если хотите, общественные характеристики комсомольца, те стороны его жизни, за которые общество вправе спросить с него и которые характеризуют его гражданственность, коммунистическую убежденность. Общественно - политическая аттестация требует точности, четкости характеристик.

В нашей области завершились отчетно - выборные комсомольские конференции. Рабочие, ученые и педагоги, партийные, профсоюзные и комсомольские работники, оценивая эффективность Ленинского зачета, сделали вывод - зачет надо развивать дальше. Об этом же свидетельствуют и многочисленные предложения участников Ленинского урока «Учиться, работать и бороться по Ленину».

Мы считаем, что развивать Ленинский зачет - это, кроме всего прочего, и распространение инициативы дзержинцев «Каждый комсомольско - молодежный коллектив - коллектив коммунистического труда», это и поддержка предложения молодых автозаводцев вести социалистическое соревнование под девизом «Определяющему году - опережающие темпы», это и проведение областного конкурса рефератов «Идеи Ленина живут и побеждают», в котором участвуют 20 процентов комсомольцев области, и многих других интересных начинаний.

Единство формы и содержания Ленинского зачета позволит эффективно решать воспитательные задачи, стоящие перед нами.

В. Матюшкин, секретарь Горьковского обкома ВЛКСМ

Нужна методика

Каждое комсомольское поколение ищет эффективные формы работы с молодежью. Можно сказать с уверенностью, что Ленинский зачет стал критерием, определяющим политическую, трудовую и нравственную зрелость комсомольца 70 - х годов. Она еще молода, эта форма комсомольской работы, в ней есть много важных начал, которые необходимо развивать.

Я бы предложил ежегодное проведение Ленинского зачета, сроки которого совпадали бы с календарным годом. Зачет, по - моему, нужно разделить на два этапа: в первом полугодии, когда становятся известны показатели работы на предприятиях и в организациях. И в конце года - по итогам трудовой деятельности, общеобразовательной и политической учебы комсомольцев, когда после отчетов и выборов в комсомоле выявляются результаты и каждой комсомольской группы и каждого молодого человека.

Чтобы решить задачу, ее нужно проанализировать. Комсомольские вожаки должны внимательнейшим образом изучать личные комплексные планы юношей и девушек, учитывая индивидуальность каждого, не прибегая к нажиму «сверху».

Комсомолец должен найти и проявить себя в труде, в общеобразовательной и политической учебе, в выполнении комсомольских поручений, в организации своего досуга, занятиях физкультурой и спортом. Конечно, многим потребуется помощь комсомольского вожака группы или цеха, особенно при составлении трудового раздела личных комплексных планов. Тут следует рассчитать, из каких резервов и за счет чего можно добиться лучшего результата, чтобы достижение одного повторить в массовом масштабе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены