Запас прочности

Станислав Зигуненко| опубликовано в номере №1268, март 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда впервые видишь главный сборочный конвейер Волжского автомобильного завода, перестаешь верить своим глазам. Это же чудо! На одном конце автомобиля еще нет, на другом – пройдя путь в полтора километра и 500 рабочих операций, – он уже есть. Как писал Владимир Маяковский: «Процесс, уже знакомый по кино, но выходишь все-таки обалделый».

Каждые 22 секунды разжимаются стальные лапы; и новорожденный «жигуленок» прочно становится на собственные «ноги». В кабину садится шофер, автомобиль срывается с места, освобождая его для своего собрата. Путь нового автомобиля пока недалек: на осмотровую плошадку, на трек, на обкаточный стенд...

Все сто процентов автомобилей, выпускаемых ВАЗом, обязательно проходят послеуборочные испытания. Вазовцы хотят быть уверены в высоком качестве своей продукции. И испытания после сборки лишь одно из звеньев в цепи «мытарств», которые проходит каждая модель.

Автомобиль ВАЗ-2121 – «Ниву» – я впервые увидел лет пять назад в зале испытаний завода. Поджарая, словно бы собирающаяся подпрыгнуть на своих колесах, она выглядела чужаком среди нескольких десятков советских и иностранных легковых и спортивных автомобилей, которыми заставлен зал.

Кузов ВАЗ-2121 имеет три двери: две по бокам и одну сзади, прочную металлическую крышу. Поэтому он получился жестким, что имеет немаловажное значение при езде по проселочным дорогам, дал возможность конструкторам обойтись без традиционной рамы. Более того, когда заводские испытатели вели «Нивы» по пескам Каракумов, предгорьям Памира, зимникам Сибири, водители других машин часто удивлялись. Где другие автомобили еле ползут, ВАЗ-2121 развивает шестьдесят километров в час. Вся хитрость в том, что машина получилась достаточно легкой – ее вес вместе с пассажирами и грузом всего около полутора тонн. Масса удачно распределена на колеса-1-на каждое приходится ровно четверть нагрузки. Удельное давление вследствие этого довольно низкое – -машина мало, проваливается. Колеса у нее большего диаметра, чем у «Жигулей», с развитыми грунтозацепами. Расстояние от нижней точки корпуса до дороги – 220 миллиметров вместо обычных 170, значит, меньше вероятности, что машина где-то ляжет на «живот». Да прибавьте к этому надежный 80-сильный мотор, распределяющий свою мощь на все четыре колеса вместо обычных двух.

Вот и получается, что машина обладает хорошей проходимостью и на шоссе может развить скорость до 130 километров в час, уверенно вписывается в повороты.

Комфорт же я проверил на себе. Только сел за руль, сразу почувствовал: удобно. Каждый по своему росту может отрегулировать наклон спинки и высоту подголовника, в жару и холод в салоне примерно одинаковая температура: печка не дает замерзнуть, вентилятор несет прохладу. Кстати, заслонки вентилятора можно отрегулировать так, что внутри давление будет чуть выше наружного. Тогда в автомобиль никакая пыль не проникнет – избыточное давление воздуха не пустит.

Эта первая встреча живо вспоминается мне, когда снова и снова вижу на улицах эту непривычную, да что там говорить – уникальную, единственную в своем роде машину.

Уникальную потому, что автомобилей повышенной проходимости с таким комфортом в мире больше нет. Не случайно ее с охотой покупают во многих странах. Недавно английская печать сделала по поводу «Нивы» заявление такого рода: «Очень жаль, что русские до сих пор не выпускают модификацию этой машины с правым расположением руля...» И это говорят британцы! Нация во многом консервативная, привыкшая считать лучшим в мире лишь свое, национальное. Нация, представители которой, выезжая за пределы своих островов, предупреждают друг друга: «Если сядешь на материке за руль, помни: эти иностранцы (а для англичанина иностранцы – весь мир) ездят по неправильной стороне».

«Нива» поставлена на конвейер и из ворот нового, специально построенного сборочного корпуса один за другим ежегодно выкатываются 50 000 сверкающих свежей краской автомобилей.

И потому, признаться, меня весьма удивило известие, что испытания машины продолжаются до сих пор. Как? Почему? Зачем?

С самого начала ВАЗ-2121 проектировался как комфортабельная машина повышенной проходимости. Повышенной проходимости, подчеркиваю, но не своеобразный мини-танк. Опыт же эксплуатации показывает, что, поверив в надежность «Нивы», владельцы начинают ездить на ней там, где бы никогда не рискнули поехать на другой легковой машине. По бездорожью, по снежной целине, напрямик по буеракам...

И вот вазовцам теперь приходится идти навстречу желаниям потребителей. В настоящее время производится дополнительное усиление переднего моста и некоторых других узлов.

А это значит, «Ниву» ждут новые испытания. И непросто полевые, в условиях весенней и осенней распутицы, полного бездорожья, когда вой мотора и скрежет шестеренок становятся живым укором водителю: «И куда ты заехал, ирод!» – но и испытания самые жесткие, если не сказать, жестокие. Испытания полигонные.

На подмосковном полигоне к испытуемому автомобилю прицепляют небольшую тележку, от которой отходит стальной трос, переброшенный через блоки у массивного бетонного куба. Второй конец троса прицеплен к грузовику-тягачу. Тележка движется по направляющему рельсу, так что следующий за ней автомобиль, словно жертвенный бык, бессилен отвернуть в сторону.

Тягач резво берет с места, трос натягивается, и новенький автомобиль, набрав скорость, врезается в преграду. Рев моторов, звон разбитого стекла, зубовный скрежет сминаемого железа – все сливается в один душераздирающий грохот.

И вот уже все стихло. Как говорят специалисты – фронтальный удар состоялся.

Специально разбивать новенькую, только что с конвейера автомашину?! И не жаль? Конечно, без чувства сожаления не обходится, и тем не менее из двух зол приходится выбирать меньшее.

Вот что мне рассказали по этому поводу представители бригады испытателей Волжского автомобильного завода.

Рассказ начал инженер-испытатель Николай Лудков:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены