Заметки с диспута

Илья Зверев| опубликовано в номере №897, октябрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот ведь каким простым, как репа, кажется иному этот мир... Нет, вопрос «Каким быть?» стоит остро, никто от него уйти не может. И не случайно где-то в самом конце диспута возник примечательный диалог между Таней УЛЬЯНОВОЙ и учителем Ю. А. БАРАЛЕМ.

УЛЬЯНОВА. В восьмом классе я писала сочинения и долго думала. А сейчас написать сочинение мне ничего не стоит. Села и написала. Очень хорошие идеи, правильная форма. Сочинение готово. Получаю пятерку.

БАРАЛЬ Ю. А. Тем самым это сочинение становится лицемерием.

УЛЬЯНОВА. Поэтому я говорю, что я испортилась. В то же время я не лицемерю. Я всей душой за Советскую власть.

БАРАЛЬ Ю. А. Может быть, форма неправильная?

УЛЬЯНОВА. Может быть, потому что так поставлено преподавание. Требуются хорошие знания литературы, текста, хорошее знание стиля, и изменить систему преподавания литературы в школе невозможно.

БЕЛОВ В. Ю. Вы не думаете, что вы сами себя оправдываете, ведь в жизни придется серьезно решать и думать?

УЛЬЯНОВА. Мы готовы думать, но не на этих сочинениях. Тут получается большая раздвоенность. И это минус школы. Действительно, написать сочинение для школы — это тяп-ляп — и готово. Мы сами с большим юмором относимся к этим сочинениям.

БЕЛОВ В. Ю. А к чему это ведет, задумывались?

УЛЬЯНОВА. Преподается обществоведение, наука, над которой нужно думать и думать. А мы, занимаясь обществоведением, пишем целый урок план. Учитель нам дает пространный план, что к чему. И все, и мы ни капельки не думаем...

Мне по душе Танина прямота. Конечно, многое в самой системе школьного воспитания, в частности в преподавании литературы и обществоведения, ведет к такому «оказениванию» мысли, к отделению того, что «про себя», от того, что «вслух». Сейчас мы, «взрослые», ведем жестокий бой против всего, что порождает такой вот «двойной счет», что заставляет ребят сомневаться в своем праве самостоятельно думать, продолжать, опираясь на наш и свой собственный опыт, поиски самых лучших, самых честных, самых стоящих решений, труднейших проблем нашей жизни.

И прежде всего хочется увидеть в вас, товарищи шестнадцатилетние, не только желание, но и волю быть самостоятельными, слышать от вас не только требование «Уважайте наши мысли», но и самые мысли, заслуживающие уважения, пусть даже не бесспорные.

Мы — те, кого вы по детской привычке еще называете взрослыми, — тоже не боги. Мы мучительно ищем, думаем, совершаем поступки и несем за них ответственность перед своей совестью и перед людьми.

— А не кончится ли наш диспут одними разговорами?! — сказала одна девочка.

Может быть, ей хотелось, чтобы был принят какой-нибудь точный план или резолюция...

А какой тут может быть план? «С 17 октября поголовно обязуемся всерьез задуматься о жизни». Задуматься пора и без резолюции.

Не обязательны война или пожар для проявления мужества. Иногда достаточно просто сказать правду в «неблагоприятной обстановке». Не обязательно командовать полком в шестнадцать, можно быть рядовым, как миллион рядовых настоящих людей. Это тоже не просто.

Я помню, в одной донецкой школе бойкая пионервожатая воскликнула на линейке четвероклассников:

— Ребята, будем, как Ленин!

А один великолепный, серьезный мальчик сказал ей строго:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены