Залог вечной молодости советской литературы

Вл Мильков| опубликовано в номере №660, ноябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Учиться мастерству

Не так давно в издательстве «Советский писатель» вышел сборник статей «О писательском труде». Сейчас тщетно искать его на книжных прилавках: он разошелся в несколько дней. Иного нельзя было и ожидать, так как в последние годы мало издавалось таких книг. А потребность в них увеличивается с каждым годом, ибо в нашу литературу вливается новое пополнение, которое жадно тянется к знаниям, настойчиво стремится овладеть «секретами» литературного мастерства.

Сборник открывается знаменитой статьей М. Горького «Беседа с молодыми». В этой беседе великий мастер слова выступает против тех писателей и критиков, которые торопятся установить различные «бесспорные истины». «В глубоко ответственной работе литераторов, - говорит М. Горький, - аксиоматичность, догматизм и вообще «кустарное» производство бесспорностей неизбежно ведет к ограничению, к искажению смыслов живой, быстро изменяющейся действительности».

Надо сказать, что в работе с молодыми писателями у нас еще и теперь есть немало недостатков, на которые в свое время указывал основоположник советской литературы.

Всем известно, какой вред принесли такие «бесспорные» истины, как, например, теория «бесконфликтности» или разговоры об особом «производственном» жанре. Иные критики догматически требовали изображать все проявления духовной жизни советского человека, в том числе и любовь, в прямолинейной связи с его производственными и хозяйственными занятиями. Влияние подобного примитивизма в изображении человеческого характера чаще всего сказывалось на произведениях молодых, неопытных авторов. Потоками шли от них в редакции стихи, рассказы, пьесы и романы, в которых герои объяснялись в любви, так сказать, без отрыва от производства. Биение живого человеческого сердца в таких сочинениях заглушалось грохотом машин и терминологией, уместной разве только что в специальных технических журналах.

Иным молодым авторам кажется, что «секрет» литературного мастерства состоит лишь в умении описать предмет или событие. Но глубоко и правдиво отразить жизнь нельзя только внешним описанием факта или предмета. Необходимо глубоко вникать в существо событий и характеров, изучать жизненные явления во всей их сложности, а для этого нужно не только в совершенстве владеть литературной техникой, но и быть в самой гуще событий современности, постоянно закалять и совершенствовать в себе характер борца. «... Каждый из нас должен учить не только своим словом, но и всей своей жизнью, поведением», - говорил Николай Островский.

Выдающийся советский писатель П. Павленко замечал в своих записных книжках, что равнодушные люди редко становятся писателями. Писатель - прежде всего большое сердце. Он должен быть выразителем общественной активности, в характере советского писателя должна проявляться созидательная революционная энергия строителей новой жизни.

Когда этого нет, то легко скатиться на позицию пассивного созерцателя и равнодушного протоколиста событий. Увлечение формой при отрыве от повседневной кипучей жизни народа может привести литератора только к стилизаторству, манерничанью.

Одной из распространенных форм помощи молодым авторам является литературная консультация. В ней принимают участие литераторы весьма различной квалификации. И естественно, что сами консультанты многочисленных центральных и областных редакций и издательств нуждаются в постоянной, хорошей помощи. До войны эту роль выполнял созданный Горьким журнал «Литературная учеба», на страницах которого печатались статьи по наиболее острым, злободневным вопросам литературы; известные писатели делились своим творческим опытом и давали квалифицированные консультации начинающим. Журнал печатал также статьи по истории и теории литературы. Он принес большую пользу целому поколению нашей литературной молодежи.

Давно настала пора возродить это хорошее горьковское начинание. Журнал «Литературная учеба» мог бы стать сегодня настоящим коллективным организатором работы с молодыми авторами и воспитателем писательской молодежи в духе тех боевых традиций активного вмешательства в жизнь, которые завещал нам Горький.

В последние годы были испробованы такие новые формы литературной учебы, как конференции, совещания и семинары молодых писателей и критиков. Всесоюзные совещания молодых писателей явились для их участников неплохой творческой школой.

Однако ни совещания, ни семинары, которые проводятся далеко не каждый год, ни хорошо поставленный журнал литературно - творческой учебы не могут заменить постоянного живого общения начинающих с мастерами советской литературы. Мы хорошо знаем, что значила постоянная отеческая заботаитеплое человеческое внимание Горького для таких писателей, как Л. Леонов, Вс. Иванов, К. Федин, Ф. Гладков. Ведь все они вышли в большую литературу из «горьковской школы». Вс. Иванов, вспоминая о своих встречах с Горьким, подчеркивает, какое значение в его писательской судьбе имели первые письма Алексея Максимовича, в одном из которых по - человечески просто и заботливо было сказано: «Берегите себя». «Не я берег себя, а меня сберегали эти слова! - говорит Вс. Иванов... Два письма, полученные мною от Горького незадолго до гражданской войны, как два крыла, поддержали меня...» В этих письмах было столько человеческого внимания к начинающему писателю, такая сердечная готовность великого пролетарского художника помочь советом, критикой, что после них нельзя было не творить и не бороться.

Сегодня среди нас нет Горького. Но есть большой отряд хороших и разных советских писателей, призванных продолжать горьковские традиции. И хочется верить, что теми самыми руками, которые еще сохранили тепло дружеского горьковского рукопожатия, пишутся и будут еще написаны сердечные слова отеческого одобрения и поддержки многим из тех, кто дерзает ныне выйти на дорогу литературного творчества. Трудно, невозможно себе представить дальнейшие перспективы развития и роста писательской смены без того, чтобы вокруг таких опытных художников, как М. Шолохов. А. Фадеев. Л. Леонов, К. Федин, К - Паустовский, Ф. Гладков, Н. Асеев, А. Твардовский, A. Сурков, Н. Тихонов, Вс. Иванов, не возникла и с каждым голом не множилась плеяда талантливых молодых писателей, драматургов, поэтов.

Советской литературой накоплен большой опыт борьбы за боевое искусство социалистического реализма. И этот опыт надо сделать достоянием молодежи. Выход сборника «О писательском труде» и серии книжек о поэзии, в которую вошли работы «Как делать стихи»

B. Маяковского, «О поэтическом мастерстве» М. Исаковского и «Как был написан «Василий Теркин» А. Твардовского, - это только скромное начало большой работы по изданию книг о литературном мастерстве. Этой работой, очевидно, должно заниматься не только одно издательство «Советский писатель». Прямое отношение к этому делу имеет, безусловно, издательство «Молодая гвардия».

Накануне Первого съезда советских писателей «Профиздат» выпустил библиотечку «Мой творческий опыт - рабочему автору», в которой были книжки Д. Бедного, Н. Тихонова и других литераторов. А разве сейчас не возникла у нас настоятельная потребность в регулярном издании подобной библиотечки для молодого автора?

Огромнейшую, неоценимую услугу в литературной учебе молодежи, окажет выпущенная недавно большим тиражом книга «М. Горький о литературе». К этой настольной книге каждого молодого автора надо прибавить сборник «В. Маяковский о поэзии», книгу еще не изданную, но давно поставленную в ближайший план изданий самой жизнью.

К этим книгам надо присоединить еще целую серию работ других писателей, ибо, как верно заметил К. Паустовский, показать все многообразие особенностей творчества писателей, создать «энциклопедию писательского труда» под силу только большому коллективу наших литераторов.

Только в атмосфере постоянного, по - горьковски отеческогоитребовательного внимания, только при условии коллективной воспитательной работы с молодыми писателями соответствующих комиссий Союза советских писателей, редакций журналов, издательств и всей нашей литературной общественности, только в такой атмосфере по - настоящему может закаляться и расти писательская смена - завтрашние волевые и мужественные борцы за дело коммунизма, умело владеющие оружием слова.

Второй всесоюзный съезд писателей, который подведет итог роста и развития нашей литературы за двадцать лет, несомненно, уделит вопросу воспитательной работы и литературной учебы молодых большое, серьезное внимание.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены