Загадка архангельского собора

Н Белянчиков| опубликовано в номере №922, октябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Давайте ознакомимся с «чином» погребения московских великих князей и русских царей. Из сочинения Г. К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» видно, что, когда царь умирал, его тело после омовения наряжали в полное царское облачение и клали в деревянный гроб, обитый бархатом. В гроб клали икону, царский венец, иногда деньги, а также текст «разрешительной молитвы» на отдельном листке. Никаких сосудов с миром или еще с чем-нибудь в гроб не клали. Самый же гроб выдалбливался из целого дуба или сосны.

В каком же виде находились останки Ивана Грозного и Федора Ивановича, когда их осматривала комиссия?

Грозный лежал в одежде схимника, от которой остались «едва зримые следы». Кроме того, в гробнице нашли кубок из голубого венецианского стекла, в котором было миро, то есть особый благовонный состав, употребляемый при разных церковных обрядах и, в частности, в России - при венчании и короновании царей. Ни в духовной, ни в светской литературе не упоминается вовсе об обычае класть в гроб какой-либо сосуд.

Ведь в каждом обрядовом действии всегда был заложен какой-то определенный смысл, а какой смысл мог быть заложен в оставлении покойнику сосуда с миром, когда «разрешительная молитва» открывала ему путь в рай и без него? Возможно, что голубой сосуд попал в гробницу Грозного тогда, когда преосвященный Августин со своими помощниками приводил гробницы в порядок.

Еще одно более чем странное обстоятельство обращает на себя внимание. Оказывается, что все покойники, в том числе и Грозный, были плотно спеленаты каким-то покровом и поверх повязаны еще и жгутом. Котошихин же прямо говорит, что царей хоронили «в царском одеянии». Следовательно, в гробнице должны были находиться, кроме царского венца, и золототканый кафтан, сшитый из особой материи, или хотя бы остатки этого кафтана.

Откуда же взялись покровы и жгуты? Ответ на это может быть только один: скелеты были спеленуты и повязаны жгутами по распоряжению того же Августина.

Интересно было бы путем экспертизы установить, к какому времени можно отнести изготовление материи, из которой были сшиты эти покровы.

При осмотре скелета Грозного установлено, что его правая рука приподнята к правому плечу, а не скрещена, как подобало, на груди с левой рукой. Это обстоятельство только лишний раз доказывает, что скелет был положен в гробницу Грозного в поврежденном виде, чего, конечно, не могло быть при первоначальном погребении. Если учесть сообщение Ван-Дедема о полном разгроме царских гробниц, о растоптанных и разбросанных по всему собору царских останках и другие вышеизложенные обстоятельства, то не может быть и полной уверенности в том, что в гробницу Грозного Августином был положен обратно именно его скелет, лежавший притом не в деревянном гробу, как бы это следовало, а в «каменном ложе», в котором для плеч покойного пришлось вырубить даже «лишнее место», так как труп Грозного якобы «не сразу» поместился в этом ложе.

Дело, надо прямо сказать, невероятное и немыслимое, так как при погребении царя гробница всегда делалась точно по размеру гроба и, следовательно, не могла и возникнуть необходимость вырубать в ней какое-то «лишнее место». Если это было сделано при Августине, то, значит, в могилу положили скелет другого человека и вырубили ему «лишнее место», так как он оказался большего роста, чем Грозный. Таким образом, очень возможно, что комиссия обследовала мнимый скелет Грозного. Не меньшее сомнение вызывает и гробница Федора Ивановича. Уже одно то обстоятельство, что в ней тоже был найден небольшой пустой сосуд, сделанный из простого стекла, говорит о нарушении первоначального «по чину» погребения. В гробнице нет никаких признаков «царского одеянья», вместо него оказался только какой-то аветхий и влажный покров из тканой итальянской камки пурпурного цвета и кафтан, подпоясанный ремнем».

Непропорционально маленькая голова его покоилась на ширококостном туловище. Возможна ли с анатомической точки зрения такая диспропорция в строении тела? Голова ли это Федора, имевшего, по словам князя Катырева-Ростовского, приземистый вид и «нос ястребиный»?

Его ли это туловище? Кто уверенно может сказать, что это скелет именно Федора Ивановича а не кого-либо другого? Ясно тут пока что одно: могила его тоже подвергалась вскрытию и разграблению. Скелет царя был выброшен из могилы и где-то валялся на полу среди других растоптанных и истерзанных скелетов. Можно ли было в таких условиях безошибочно разобраться в костях покойников? Какие именно признаки принадлежности скелета Федору Ивановичу дали Августину основание положить в его могилу обнаруженный в ней скелет с непомерно маленьким, почти детским черепом, неизвестно.

Кстати говоря, князь Катырев-Ростовский, описавший наружность Федора Ивановича, ничего не говорит об этой несоразмерности, граничащей с уродством.

Размеры журнальной статьи не позволяют мне детально ознакомить читателей с целым рядом других любопытных деталей, обнаруженных при вскрытии могил и говорящих в пользу моей гипотезы. Однако и того, что приведено здесь, достаточно для критического раздумья. Одни лишь логические соображения не в силах, конечно, привести к выяснению истины. Необходима новая научная экспертиза гробниц Архангельского собора с учетом событий, имевших место осенью 1812 года.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены