За стенами ВУЗа

А Лавров| опубликовано в номере №981, апрель 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Воспитание патриотизма неотделимо от живого чувства истории, великой преемственности дел своего народа.

Участие в конкретных делах родного города, области, страны всегда пользуется успехом у молодежи, вызывает общественную инициативу, рождает выдумку. А «придумки», поспешно созданные, без четкой программы работы, без опоры на живой интерес, быстро увядают.

Там же, где студенты чувствуют нужность начатого дела, его гражданскую направленность, видят полезную отдачу, — там приходит успех. В Воронеже студенты политехнического института взялись за педагогически запущенных детей и подростков. Чем их зацепить? Решили использовать естественный интерес к авиаделу, радиотехнике, космонавтике. Сами нашли заброшенные полуподвальные помещения, отремонтировали их, достали необходимую аппаратуру. И пошли те ребята, которые вечерами слонялись бы без дела, стояли в подворотнях, в непреодолимо привлекательные клубы «Звездолет», «Радар», «Авиатор». А тут еще педвуз открыл «Красную Гвоздику», медики же — «Клуб юных медиков». Кстати сказать, юношеская преступность в городе значительно снизилась.

Вопрос. Насколько подобного рода общественная работа студентов связана с формированием у них тех навыков, которые им понадобятся в будущем как специалистам!

Ответ. Когда студенты ряда вузов Москвы помогали в летнее время создавать спортивно-трудовые лагеря для учащихся производственно-технических училищ, комитеты комсомола рассматривали эту работу именно как часть системы воспитания у будущих руководителей производства навыков организаторской и педагогической работы.

Думается, что проникновение в дух своей будущей специальности для студента должно происходить еще в стенах вуза, а не тогда, когда будет вывешен приказ о том, что молодой специалист такой-то с такого-то числа приступает к исполнению своих обязанностей.

Бесспорно, что в будущем выпускники Московского энергетического института будут участниками решения сложнейших технических задач. Но все-таки для тех студентов, которые в буквальном смысле своими руками ведут на добровольных началах электрификацию сельских районов многих областей, это не только гражданское мужание, это одновременно и загляд в суть своей будущей профессии. Ведь это та самая «плюс электрификация».

Примеров общественной работы на начальных ступенях будущей основной специальности можно было бы привести много. Большой и интересный опыт у ряда Львовских вузов. 86 спортивных секций на заводах и в школах ведут студенты института физкультуры. Комсомольские организации творческих вузов нацеливают свою работу на помощь многочисленным кружкам молодежной художественной самодеятельности.

Интересно, что львовский опыт начался с изучения комсомольскими организациями вузов того, как складывается жизнь бывших выпускников. Были опрошены руководители предприятий, колхозов и совхозов, практические работники. В молодежной газете проведена специальная дискуссия о молодом специалисте. Оказалось, что многие выпускники вузов при неплохих узкопрофессиональных качествах слабо подготовлены к организаторской и общественно-политической деятельности, пасуют перед временными трудностями.

А ведь, кроме знания всех необходимых предметов, молодому специалисту нужна еще определенная жизненная закалка, которую не создашь путем конспектирования лекций.

О великой жизненной школе строительных отрядов, об участии студентов в научной работе здесь говориться не будет, ибо это отдельная тема. Но напомнить и об этой деятельности студентов необходимо. Позволю себе только еще напомнить, что летом 100-тысячный отряд работал на 8 тысячах объектов, выполнив производственную программу в 185 миллионов рублей.

Вопрос. Во многих вузах накоплен интересный опыт по подготовке самими студентами своей смены. Это заслуживает распространения!

Ответ. Конечно. Когда ленинградские социологи провели пробное интервьюирование большой группы абитуриентов, то оказалось, что третья часть плохо знает избираемую профессию, 22 процента плохо разбираются в жизни страны и событиях за рубежом, 19 процентов плохо знают культуру страны, 10 процентов слабо знакомы с достижениями науки и техники. Результат: 75 процентов опрошенных не прошли по конкурсу или просто «провалились» на экзаменах.

Поэтому мы поддерживаем инициативу целого ряда вузов, студенты которых ведут активную работу в школах, готовя себе смену. Еще в 1964 году ивановские студенты создали «Университет старшеклассников». Задача его — познакомить школьников с возможными профессиями, дать почувствовать внутренние возможности каждой из них, помочь найти дело, наиболее подходящее именно для данного школьника с его задатками, характером и т. д. В «Университете» четыре факультета в соответствии с вузами города: политехнический, химический, медицинский и педагогический. В МГУ студенты ведут заочную физико-математическую школу, проводят многочисленные олимпиады. Большую помощь оказывают вузы сельским школам, и этот опыт заслуживает поддержки.

Можно с уверенностью сказать, что, готовясь к подобного рода занятиям, студенты невольно и сами лучше осмысливают избранное ими дело.

Вопрос. Таким образом, студент не только «человек, которого учат». Он сам уже является обладателем определенного научного, культурного багажа и может и должен — одновременно с тем, как общество «насыщает» его, — сам выступать в роли распространителя культуры. Какие специфические для студенчества формы принимает такая деятельность!

Ответ. Действительно, успехом у студенчества пользуется то, что соответствует всей их возрастной специфике. Что студенты — народ работящий, азартный, веселый — эпитеты можно было бы продолжить, — известно. Но важнее, что это люди с широким кругом интересов, знающие, требовательные. Этим и объясняется, что живое, интересное, с «изюминкой» развивается (было в одном институте — стало во многих), а выдуманное, сухое уходит в песок. Вот в Даугавпилсском пединституте клуб воинствующих атеистов работает восьмой год. Там много выдумки. На вечера к ним ходят верующие, развертываются жаркие диспуты. У клуба свой устав. Есть и свои заповеди. Вот они:

— работа должна быть интересной;

— как можно больший простор студенческой инициативе;

— каждому — свой участок работы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены