За роскошным забором

Наталья Родионова| опубликовано в номере №1474, октябрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Буквально катастрофа — жилищная проблема: сотни семей годами стоят на очереди. За минувший год удалось ускорить строительство 173-квартирного дома, два корпуса которого скоро будут сданы, открыть два детских садика, организовать садово-огороднический кооператив. Я считаю, что надо обеспечить людям нормальные условия жизни прежде, чем рассчитывать на полноценную отдачу. Интересное предложение о строительстве в «Артеке» целого города получили от американского миллионера Гарри Кислевича, одержимого идеей создания прекрасных интернациональных маленьких городов дружбы, где все бы знали друг друга, где максимально удобно жилось бы каждому. Но это пока планы...

— А устраивает ли вас система подготовки вожатых? Почему столько людей, работающих в «Артеке», оказываются потом никому не нужными? Я слышала здесь такое страшное определение — «покалеченные»...

— Это вопрос действительно очень больной. За последние пять лет из 500 пионерских вожатых, работавших в «Артеке», лишь четвертая часть была трудоустроена комитетами комсомола.

Сейчас для реализации новой концепции «Артека» мы ищем кадры, умеющие решать творческие задачи. «В каждом ребенке сокрыт Моцарт. Надо только открыть его» — так, кажется, сказал Экзюпери. Я люблю эти слова. Но найти людей, способных на такое открытие, ох, как непросто.

В прошлом году мы объявили через «Комсомольскую правду» конкурс вожатых. Вроде бы нужное, полезное дело. Но в результате в число выбранных попали и те, кто просто желал провести время у моря. Сейчас мы решили: пусть начальники лагерей сами едут на места и подбирают нужных им людей — своих единомышленников. Вожатыми мы хотели бы видеть не только педагогов, но людей разных профессий, обязательно любящих детей, образованных, азартных...

И еще об одном хочу сказать. Жаль, что ученые у нас редкие гости. Ведь «Артек» — блестящий «полигон» для них. Вот сейчас готовится Пленум ЦК КПСС по межнациональным отношениям. Заглянули бы ученые к нам, понаблюдали за детьми: зеркало безупречное. Внимательные вожатые «ловили Нагорный Карабах» задолго до трагедии... Процессы, завуалированные в обществе взрослых и вскрывающиеся неожиданно и так болезненно для нас всех, отражаются в детском обществе особенно ярко, выпукло.

Вожатый рассказывал: «Ко мне зашел мальчик лет десяти, приехавший из Средней Азии: «Переведи меня в другой отряд, я дам тебе 100 рублей». Я опешил. А он не смутился: «Я знаю, ты начальник, а каждый начальник берет деньги». Вы смеетесь? Я тоже смеялся вначале...

Сергей Лебедев, в прошлом инструктор Свердловского обкома ВЛКСМ, в «Артеке» пять лет, начальник лагеря «Лазурный»:

— В прошлом году был в Томске, встретился с бывшими артековцами. Они говорят: да, «Артек» — это сказка. Спрашиваю: а пригодилось ли то, что вы узнали у нас? Нет!..

Пионерская организация нужна, но живая, настоящая. Мы хотим вернуть лучшие традиции «Артека» и переосмыслить их с учетом реальной ситуации в детском движении страны. И все-таки «Артек» последних лет мне нравится больше, чем прежде: его, во всяком случае, перестали называть тем, чем он никогда не был...

— «Артек» — пионерская академия, вот уже 63 года — зеркало наших надежд. Но каких? Время многое меняет. Вот оно высветило образ пионера-героя Павлика Морозова и заставило задуматься всех нас... Кстати, была ли в самом деле в «Артеке» целая смена детей, повторивших поступок Павлика?

— В наших архивах сохранились постановления ЦК ВЛКСМ 1934 — 1935. годов. Там сказано о направлении в «Артек» пионеров, проявивших образцы исключительной сознательности в охране социалистической собственности. Приводятся и фамилии детей, разоблачивших своих родителей. Таких, было действительно немало.

— А какова сегодня система отбора делегатов в «Артек»? Кто сегодняшние «герои»?

— Из ЦК ВЛКСМ путевки направляются в обкомы, а затем в школы. Только до школ, увы, как показывает состав артековской дружины, «доходят» не все путевки, особенно летом и в международные смены. Вот была отличная задумка в этом году — экологическая смена. Приехали иностранцы — отчаянные бойцы экологического фронта, победители конкурсов, авторы лучших сочинений на экологические темы. А среди наших пионеров оказалось немало людей случайных. Не теми ли были присланы, кто отлично усвоил лозунг: «Все лучшее — моим детям!»

Однако даже если официально предусмотренный порядок соблюдается, то рекомендуются пионеры-активисты, чаще всего — пионеры «при должности», некоторые из которых и приезжают, чтобы получить «портфель» пионерской академии. Прямо-таки маленькие бюрократы-выдвиженцы.

Вредна и строгая разнарядка: сколько отправлять детей с такой-то родительской зарплатой, а сколько с такой-то. При чем тут родители? Получается, что детей подгоняют под путевки.

Не функционеров, не пионерских активистов в прежнем понимании, а ребят творческих, ярко мыслящих хотим увидеть в «Артеке». Пусть здесь соберутся победители школьных олимпиад: физики или математики или юные артисты, художники. И «неформалы». Представляете, как им будет интересно! И нам... Но сегодняшняя система подбора делегатов не допускает такой возможности.

— Виталий Николаевич, если я не ошибаюсь, еще в дни выборов, когда шли деловые игры, трое кандидатов, в том числе и вы, подписали приказы о прекращении строительства забора-миллионера, именуемого «объект режимная зона»...

— Да, сооружение это симпатии у меня не вызывало: слишком дорогой памятник затратной экономике. Но дело в том, что мне, как директору, вмешиваться уже было поздно.

Что я мог? Что должен был сделать? Мог ли я сразу начать ломать?.. Ведь если ломать, то...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

До и после кулинарного техникума

Окончание. Начало в № 19.

Кто ответит?

Повесть. Окончание. Начало в №№17 — 19.