За пригоршню долларов

Андрей Унабомбер| опубликовано в номере №1742, Декабрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Русскоязычные блоггеры пока не могут честно зарабатывать. Вместо этого они предпочитают подсовывать читателю скрытую рекламу

Иллюстрация Глеб Солнцев

Я сидел в кафе и смотрел на свои первые 100 долларов за рекламный пост в ЖЖ, только что полученные от милой девушки-заказчицы. Персонаж «киевский супервундеркинд Виктор Горд» тогда только появился, но вскоре уже стал легендой украинского Интернета – не в последнюю очередь благодаря моему «проплаченному» тексту. Рядом с деньгами лежал «бонус» – пачка прорекламированных витаминов. Так я потерял блоггерскую девственность.

Золотая жила?

Финансовый кризис и последовавший за ним коллапс на рынке труда повлекли за собой повальное увлечение заработком в Интернете. «Cрубить денег на блоге» сейчас пытаются многие, а популяция рунетовских блоггеров стремительно растет (по данным Яндекса – это больше двух миллионов новичков за последние несколько месяцев). Толпы бывших младших менеджеров и мерчандайзеров бегут в широко раскрытые объятия Живого Журнала, Лайвинтернета и блогов на Мейл.ру.

По статистике авторитетнейшего блог-поисковика Technorati, в глобальном Интернете 72% блоггеров «делают это» для своего удовольствия и либо не планируют, либо не могут зарабатывать на блоггинге. 15% совмещают заработок онлайн-писателя и основную работу, 9% ведут блог как дополнение к своему оффлай-новому бизнесу и лишь 4% сделали блог своим главным источником дохода. При общем количестве в 130 миллионов зарегистрированных блогов, цифра в 28% людей, которые так или иначе зарабатывают на своих блогах, кажется чудовищной. 37 миллионов блогов приносят доход! Казалось бы, и в русской блогосфере с 11 миллионами блогов миллионы (или хотя бы сотни тысяч) людей должны зарабатывать себе на жизнь написанием постов в «уютную жежешечку».

К сожалению, дела обстоят не так радужно. Да, в западной прессе встречаются сотни success stories от блоггеров, которые превратили хобби в основной источник дохода, во многих случаях – шести-, или семизначного. Например, культовый сайт icanhascheezburger.com был создан парой бездельников-программистов, живущих на Гаваях. Один из них, Эрик Накагава, уже давно бросил основную работу, посвящая свое время смешным фотографиям котов с идиотскими подписями, тогда как его партнер, выступающий под псевдонимом Tofuburger, не спешит покидать место программиста. Реклама на icanhascheeseburger.cоm приносит им от $5000 за неделю размещения баннера. Еще выше по шкале прибыльности вскарабкался BoingBoing, который позиционирует себя как «каталог удивительных штук». То, что Марк Фрауенфельдер и его жена начинали в 1988 году как печатный журнал о комиксах, компьютерах и новых технологиях, теперь превратилось в сайт с более чем девятью миллионами посетителей в месяц. BoingBoing приносит своим создателям около пяти миллионов долларов в год. Неплохая отдача от старого хобби.

Плохому блоггеру IQ мешает

Что не дает резко разбогатеть хотя бы тысяче из миллиона свежеуволенных российских мерчандайзеров? Одно из последних исследований англоязычной блогосферы показало, что свыше 75% людей, зарабатывающих на блогах – бывшие журналисты, писатели, в общем, специалисты, для которых «монетизировать» аудиторию – не в новинку. Тот же Марк Фрауенфельдер писал в журнал Wired и был колумнистом Playboy. Так что случайным людям – вчерашним банковским клеркам, студентам и домохозяйкам, заполонившим русскую блогосферу, явно светит меньше, чем западным акулам пера. И даже у лидеров, «отцов Рунета» блоговые заработки несопоставимы с The Huffington Post (самый популярный западный коллективный блог о политике, 9 миллионов уникальных посетителей в месяц, 10 миллионов долларов в год) или Gizmodo (блог о гаджетах и аналогичных устройствах, 8,5 миллионов человек в месяц).

Самый популярный блог в Рунете (по рейтингу Яндекса) – drugoi.livejournal.com Рустема Адагамова, его ежемесячно посещает по меньшей мере 500 000 русскоязычных пользователей со всего мира. Сотрудник SUP (компания, контролирующая Livejournal, см. «Смену» №10/2009) drugoi всего лишь бесплатно получает разнообразные технологические новинки как на тестирование, так и в бессрочное пользование – в обмен на обзорный пост о продукте в ЖЖ.

Второй по рейтингу, но первый по количеству подписчиков – Артемий Лебедев, который не стесняется выкладывать как расценки на рекламу в своем tema.livejournal.com, так и статистику посещаемости. Исходный ценник – $5000 за рекламный пост, но анонимный источник из компании, пользовавшейся услугами Лебедева, рассказал, что переговоры могут снизить стоимость проплаченного поста в разы, особенно при долгосрочном сотрудничестве.

Очевидно, что ни блоггер Адагамов, ни дизайнер Лебедев не зарабатывают на своих блогах $500 000 (именно такую сумму можно получить, проведя аналогию между The Huffington Post с его ежемесячными десятью миллионами посетителей и блогом «Другого» с его полумиллионом). Осведомленный в маркетинге читатель может возразить – мол, ни у Лебедева, ни у Адагамова нет определенной тематической направленности блога: первый пишет обо всем на свете, делая упор на дизайнерские недочеты окружающей действительности, второй просто публикует самые актуальные истории из новостных лент Reuters, «Интерфакс» и других агентств. Этот факт, бесспорно, может уменьшить блоговый доход. Но даже если предположить, что суперпопулярный блоггер продает каждый из 3-4 рекламных постов в месяц за $2000 долларов, это дает 50 000 долларов в год. На порядок меньше полумиллиона.

У отсутствия действительно «выстреливших» и прибыльных проектов в блогосфере, на мой взгляд, следующие причины:

• Утечка мозгов. Умные и креативные люди в России бесспорно есть. К сожалению, большинство из них уже работает на Запад – там заработок выше при сравнимом вложении времени и сил.

• Восприятие рекламы. Западный читатель реагирует на рекламу более благодарно, нежели боящийся обмана русский блоггер. Когда Джон Грубер вставляет ссылку со своим кодом на Amazon.com, где подписчик блога может купить тот или иной продукт со скидкой, это воспринимается адекватно, автора благодарят. Когда я ставлю рекламу от Google на свой блог, меня проклинают; «продажный блоггер» – самый невинный из звучащих при этом эпитетов.

• Отставание в развитии. Давно известно, что русский Интернет отстает от глобального (а самые популярные «русские» проекты – «ВКонтакте», «Одноклассники» – просто клонированы «оттуда»), споры ведутся лишь о том, насколько. Иностранные рекламодатели уже поняли силу блогосферы и word of mouth, и активно пользуются этим новым ресурсом. Когда это поймут и отечественные компании, то и нам, блоггерам и читателям, будет счастье.

Платные посты не пахнут

Коммерциализация блогосферы неизбежна. Это было понятно давно – как только блоги стали популярны в качестве инновационного медиаканала: здесь появились деньги, а вместе с ними – те же правила, что и в традиционных СМИ, где дилетантов не любят. В результате с идеей заработка на блоге среднему юзеру без особых талантов и способностей нужно, как это ни печально, распрощаться.

Не так давно Живой Журнал добавил возможность каждому такому пользователю вставить контекстную рекламу от Google (AdSense) в свои блоги – и я, конечно, ей воспользовался. Ожидаемая «золотая жила» на деле оказалась тоненьким ручейком говна. Мало того, что я выслушал сотни упреков в «продажности» от своих читателей, так еще и доход за три недели показов рекламы в журнале с 70 000 читателей в месяц составил 26 долларов – при том, что мой журнал unab0mber сейчас – #65 в рейтинге блогов Рунета. Похожие цифры «прибыли» засветили и блоггеры из первой десятки рейтинга. Значит, даже у них есть лишь один способ монетизации – продавать посты. Открыто – как Лебедев и западные блоггеры; или скрыто, обманывая аудиторию – как это делают 90% русских «блогобизнесменов». Проблема не нова – скрытая реклама не одно десятилетие стучится в мозг потребителя привычных СМИ. А теперь и жежисту нужно разбираться, где ему пытаются «впарить» холодильник, а где блоггер бескорыстно делится информацией о морозильном устройстве.

Помните: легенда о том, что «блогосфера» рулится неизвестными, бескорыстными, независимыми блоггерами – не более чем легенда. Когда-то радио тоже было наводнено любителями, но в конце концов стало коммерческим СМИ. Лучшие радиолюбители-диджеи были, к обоюдному удовольствию, выкуплены корпорациями и продолжили свою карьеру уже под крылом медиамагнатов. То же самое, очевидно, произойдет и с блогами.

Четыре способа распознать «джинсу»

1) Просмотрите предыдущие посты блоггера. Если в каждом посте видно по две-три ссылки на магазины стройматериалов, службы такси и прочую сантехнику, как по теме текста, так и без привязки – наверняка блоггер работает за мелкий прайс с системой типа «Блогун», бездумно «впаривая» читателям непроверенные услуги. Некоторые блоггеры, повинуясь внутреннему чувству справедливости, все-таки указывают рекламную природу поста. Поищите рядом с текстом или «под катом» соответствующую надпись мелким шрифтом.

2) Неопрятность текста. Понятно, что средний блоггер – мягко говоря, не Набоков, но рекламные посты даже у популярных блоггеров часто написаны просто безобразно. Объясняется это тем, что компании, заказывающие рекламу в блогах (подтверждено собственным опытом) обычно хотят опубликовать собственный текст, написанный «профессиональными» пиарщиками», либо ставят сроки, за которые написать достойный пост невозможно.

3) Частое упоминание бренда и большое количество ссылок. Некоторые рекламные агентства вопреки здравому смыслу хотят, чтобы блоггер поставил в тексте максимально возможное количество ссылок, упомянув о продукте 50 раз. Если вы видите текст вида: «Купил телефон Самсунг Дуо, телефон отличный. Если бы я зарабатывал больше, купил бы телефон Самсунг Дуо еще раньше, ведь Самсунг Дуо очень хороший телефон по сравнению с другими телефонами. Итак, немного про Самсунг Дуо:...», то знайте – скорее всего, искомого продукта блоггер вообще не держал в руках.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

Marina L , 07.09.2010 17:52

Спасибо за пост. Мы забываем об одном - продавать можно не только рекламу, но и себя.
Стоит только завести тематический блог, интересно его вести в течении пары лет и известной в целевой аудитории обеспечена. А ее можно превратить в деньги за консультации или хорошее рабочее место.

Виджет Архива Смены

в этой теме

В жертву науке

Пока вы работаете или отдыхаете, ваш компьютер может считать число Пи, разрабатывать лекарство от рака или искать внеземные цивилизации

в этой рубрике

От кушетки к кушетке

Отдых «по обмену»

Пора на сервис!

Удобные и полезные веб-ресурсы

Яблочный мир

Самые полезные и самые бесполезные приложения из мира iPhone