За порогом ПТУ

Владимир Грудский| опубликовано в номере №1127, май 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Стоит разговориться с бывалым производственником или с работником профтехобразования, и вряд ли уже избежать больной темы: молодежь и сфера производства. Называются две ходовые причины нелюбви школьников к рабочим профессиям. Это слабая профориентация и определенная избалованность подростков, особенно «городского происхождения». Мол, уделом рабочего является тяжкий физический труд, а значит, прочь от него. И даже тот факт, что в последние годы благодаря все большим профориентационным стараниям заметно усилился приток ребят в профтехучилища (в прошлом году, например, в некоторых из них был конкурс), даже этот факт мало колеблет мнение насчет избалованности. Органической неприязнью к суровой работе объясняют текучесть молодежи, нарушения трудовой дисциплины, вялый, без воодушевления труд. «Им высокие материи подавай, а у нас только шелковые», - не без юмора сказала мне 3. А. Белякова, начальник отдела подготовки кадров комбината «Красная Роза», и я понял это так, что если бы даже на комбинате к молодежи относились по - иному, все равно ее отношение к работе не изменилось бы.

Верно это или нет, постараемся определить чуть позже. Но уже появилась необходимость в одной существенной поправке. Не тяжелый физический труд отпугивает молодежь, а труд неинтересный, обыденный. Труд, но не профессия, которая в зависимости от различных обстоятельств может обернуться и привлекательной и скучнейшей своей стороной.

По решению партии и правительства каждый год профессионально - технические училища России направляют больше тысячи выпускников на Ростовский завод сельскохозяйственных машин и несколько тысяч в Смоленскую область, на объекты Смоленскстроя и Смоленсксельстроя. В Ростове ребята, судя по всему, прописываются надолго - текучесть среди выпускников ПТУ на «Ростсельмаше» минимальная. А подразделения Смоленсксельстроя уже покинуло больше половины молодых рабочих. Многие не проработали и года. Почему? Потому, что даже самые стойкие романтики не были готовы к той производственной и бытовой неустроенности, с которой они столкнулись. Одно дело - мужественно терпеть лишения, строя, скажем. Братскую ГЭС, - там все в равно трудных условиях и быть иного не могло, молодежь это понимает. И другое дело - встретить черствое отношение в местах, давно обжитых и освоенных.

«Ростсельмаш» может служить примером того, как следует встречать и опекать молодежь. Начиная с «постов гостеприимства», которые при участии комсомола действуют в каждом цехе, начиная с уютных общежитий, с отеческой заботливости кадровых рабочие, с умелого привлечения молодых к социалистическому соревнованию (и они с энтузиазмом принимают в нем участие, так уж оно организовано) и кончая... приказами о нарушении труда подростков. Да, да, и тут нет ничего парадоксального! Каждое такое нарушение рассматривается на заводе как ЧП дирекцией, общественными организациями.

Не думаю, что если бы молодой токарь с «Рост - сельмага» встретился с молодым строителем, бежавшим из Смоленска, то один стал бы хвалить свою профессию, а другой - хаять. Думаю, они бы говорили о другом.

Вот и мы давайте о другом.

Что значит, если парень (или девушка) пришел учиться в ПТУ? Это всегда значит, что он обнаружил - большую ли, малую - готовность стать рабочим. Минул срок обучения, и вот новенькая трудовая книжка, первая запись: завод такой - то. С этого момента парень свой для рабочей семьи, пусть во многом еще потенциально свой. От чего зависит, останется ли он таковым, или в трудовой книжке появится новая запись? Смешно утверждать, что, сознательно придя в училище, проучившись два - три года и начав уже работать, парень вдруг испугается производства, потому что «избалован», или сообразит, что быть рабочим не для него. Случается, правда, такое, но очень уж редко. Стало быть, останется ли он на производстве - «дело рук» самого производства, и дело исключительно важное, ответственное. Уйдет - значит, разочарован в чем - то, значит, не встретил то, на что надеялся, а, между прочим, синих птиц он и не ждал - ждал вещей реальных и простых.

Нельзя, никак нельзя допускать такие потери. Это ведь не просто экономический урон, но потери куда более серьезные. Первое глубокое разочарование - болезненный удар, и кто может поручиться за то, что он не оставит синяка равнодушия, душевной опустошенности, цинизма.

Виктор Игошин был «спрофориентирован» на токаря. Поступил в московское ПТУ № 6. В первый же день учебного года узнал, что зачислен в группу... слесарей - сборщиков. Ладно, не бог весть какая трагедия. Учиться было интересно. Пришло время полугодовой производственной практики. Базовое предприятие (завод «Красный пролетарий») почему - то не приняло группу слесарей - сборщиков, и их направили в некий НИИ. Одних поставили на ремонт оборудования (это сборщиков - то!), а другим, в том числе Виктору, сообщили, что они будут работать вакуумщиками - откатчиками. Пока ребята пытались сообразить, что бы это могло значить, пришел какой - то начальник и опять удивил: на целый месяц ребят посылали делать сковородки. Месяц - на изготовление кухонной утвари, пять месяцев - на то, чтобы «откатывать вакуум», и вот уже позади выпускные экзамены. Здравствуй, «Красный пролетарий»!

«Здравствуй, - озабоченно сказал мастер, когда Виктор Игошин пришел в 1 - й механический цех. - Слесарь - сборщик? Хорошо. Поработаешь месяц на шлифовальном станке, у нас там людей не хватает».

Шлифовальный станок - штука менее безобидная, чем инструмент для делания сковородок. На третий день Виктор получил травму и целый месяц в виде бюллетеня хранил недобрую память о смежной профессии.

Никто не всполошился. Ни цеховое начальство, ни профсоюз, ни комсомол. Словно это был рядовой грипп.

(ДЛЯ СПРАВКИ. «На «Красном пролетарии» 397 рабочих в возрасте до 20 лет, в основном выпускники ПТУ. 79 из них не выполняют норм выработки. Прогулов - 45. Училось в школах, техникумах, вузах - 154 человека. Комсомольцев - 169».)

Документ, только что процитированный, мне показали в городском управлении профтехобразования. Прислали этот документ с завода, и название у него торжественное: «Выполнение условий социалистического соревнования за лучшую организацию шефства кадровых рабочих над молодыми рабочими». Побывав в крупнейшем на заводе 1 - м механическом цехе, я не смог найти следов такого соревнования, как и вообще следов участия молодых рабочих в социалистическом соревновании. Никто из них не брал никаких обязательств. Никто не знает, справляется ли он с нормой, планом. Узнают об этом ребята лишь в конце года, смотря по тому, дадут ли «тринадцатую зарплату». Относительно выполнения норм даже многие старшие мастера в неведении - меня отсылали к всеведущей нормировщице.

Что же это за работа - без ясных задач и четких рубежей, когда ты не можешь соотнести результатов своего труда с достижениями товарищей, с установленной нормой. Ребята, с которыми я встречался на заводе, говорили со мной взволнованно, порою зло, и я, признаюсь, радовался этой злости. Потому что расцениваю ее как здоровую, естественную реакцию. Парням не терпелось взяться за настоящее дело, они шли на завод, думая, что очень ему нужны, и уткнулись в равнодушные спины.

Страшно, когда это равнодушие «молодеет». Толя Захаренков тоже токарь. Больше полутора лет после ПТУ работал то фрезеровщиком, то слесарем и так же эпизодически становился к токарному станку, пока тот не стал его постоянным орудием труда.

Шефа - наставника, который помогал бы на первых порах, не было.

Все это я выяснил, ставя конкретные вопросы, и Толя отвечал спокойно, без сожалений и обид. Он тихо ждал своего часа, всегда был послушным, исполнительным. Сейчас вырабатывает до 160 рублей в месяц - плохо ли для совсем юного парня? Вовсе не плохо. Но хорошо ли, спросил я у него, что ты, придя из училища с повышенным разрядом, полтора года был практически отлучен от токарного станка; а ведь, работая на нем, ты мог бы принести гораздо больше пользы. В ответ - пожатие плеч. Тот же жест, когда я хотел выяснить, как Толя относится к тому, что не все его однокашники дождались «своего часа», не все зарабатывают по 160 рублей, хотя их вины в том нет.

В один год с Захаренковым пришла в цех и Люба Петрова - вместе с группой фрезеровщиков в 35 человек. Сейчас осталось десять. Некоторые уволились сразу - завод не смог им предоставить общежития. Другие - немного погодя и по иным причинам.

По каким же?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Машина всех широт

С директором Ульяновского автозавода имени В. И. Ленина Иваном Дмитриевичем Масловым беседует корреспондент «Смены» Федор Шахмагонов