Юрий Кокоулин

Л Васильева| опубликовано в номере №986, июнь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Юра был деликатен и настойчив. Таня все-таки рассказала ему свою боль: ее обманул человек, которому она верила, отмахнулся от ее забот, тогда и остальные люди стали казаться ей равнодушными, черствыми эгоистами.

...Как после трудной болезни, Таня по-новому ощутила красоту жизни и увидела, захотела увидеть добрые лица подруг. Сейчас Таня работает отлично, помогает другим; веселая, общительная — будто другой человек.

Эта история у Юры не первая и не последняя. У него свои педагогические соображения на этот счет.

— Как начинается рабочий? С малого задания, с малого поручения втягивается помаленьку в коллектив, — говорил мне Юра. — Коллектив, его примет — и талант его расцветает полностью. В нашем же цехе работает токарем Володя Лузин, За плечами десятилетка, армия. Парень сейчас работает вдохновенно, талантливо. Года полтора был одержим идеей — устроить загрузочный агрегат для токарного станка, освободить рабочего от физического труда, сэкономить время. Добился же своего. Сам сделал чертежи, макет, сам варил детали. Конечно, помогали ребята по цеху, по общежитию, все мы волновались, ждали: что получится? А теперь никто из посторонних не верит, что автор сложного агрегата — самоучка, токарь.

Так, в разговорах с Юрием Кокоулиным для меня раскрывалась формула: «Уралмаш» — кузница кадров». Здесь не только умеют создавать материальные ценности. Здесь каждый ощущает свою необходимость и значительность.

Я долго всматривалась в Юрин характер, прослеживала его жизнь и понимала, насколько типичен, распространен этот характер в нашей сегодняшней жизни; только, может быть, в Юре немного больше, чем в других, развито чувство ответственности.

Третье дополнение к характеристике

Однажды Юра нечаянно разговорился. Вернее, не о себе, а о своей любимой книге.

— Может быть, вы снисходительно улыбнетесь, — книга-то не бог весть какая классика — «Лоцман Кембрийского моря» Ф. Пудалова. Читали? Захватила она меня — ух! Перечитал раз пять, дружкам передал — так ее и зачитали. Ну, да пусть другие воспользуются, мне-то она уже помогла.

Помните героя, Василия Зырянова, — могучий характер, какую жизнь выдюжил! С двенадцати лет плотогоном был, один раз провел плоты там, где взрослые не рисковали. Да вдруг ревматизмом заболел. Люди посоветовали парнишке в муравьиную кучу нагишом вставать. Он и стоял, а в это время азбуку учил по какой-то книжке, случайно оказавшейся в их глуши. Вот это сила! Потом учился, да сразу в несколько институтов лекции бегал слушать. Я такую жадность к знаниям понимаю! Но была у Василия Зырянова главная идея в жизни — открыть нефть, которую он приметил в забайкальских реках, еще будучи плотогоном. И вот он в диких местах набирает людей в поисковую партию: люди с трудным прошлым, с трудными характерами, но он работает с ними, да еще как!

Нам нужны такие сильные книги, крепкие герои, которых можно взять с собой в жизнь как верных друзей.

В те годы Юра как раз увлекался геологией, и книжка оказалась кстати. Определился в поисковую партию, четыре месяца в Миасском районе на золотом прииске работал. Дальше не смог: здоровье подкачало.

С тех пор Юра «заболел» горами. Кажется, все уралмашевцы — и молодые и старые — хорошие туристы, и все влюблены в свой Урал.

— Горы наши старые, заслуженные. Что может быть лучше гор? Ведь только горы!

Юра — страстный турист: он обошел Урал, был в Красноярском заповеднике, прошел на лодках по Чусовой и на плотах по Белой. Впереди — Алтай и Сибирь. Он дважды бывал на юге, в Сочи, однако южная яркость красок не понравилась коренному уральцу:

— Не та красота, и запахи не те. Я люблю горы, тайгу: есть в них суровость, значительность. Это же и в людях ценю.

Он любит один уйти в лес, сидеть ночью у костра, встречать утреннюю зарю, вытаскивать из мха тяжелые росные грибы. И еще любит музыку.

— Иногда мне кажется, что не я понимаю музыку, а она — меня. Правда, слушал вчера по радио Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона — ведь это жизнь человека в звуках. А вообще оперу люблю, а Рита моя любит балет.

Вот эти дополнения я, пожалуй, внесла бы в характеристику Юрия Кокоулина. Хотя, как это уложить в официальный документ? Сказать, что у товарища Кокоулина Ю. Н. богатый нравственный, духовный мир, опыт долгих раздумий о себе и о жизни? Что есть в нем полнота ощущений, желание и умение понять себя и других, умение радоваться красоте в человеке, в природе, в искусстве?

Пожалуй, в характеристике таких вещей не пишут...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены