Ямал – мое трудное счастье…

Виктор Левашов| опубликовано в номере №856, январь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Раньше, однако, ей было легко, и ты, учитель, был ей не нужен?

Мишка снова сел к огню, обнял свои колени. Подогнув под себя ноги, сел и старик. Полузакрыл глаза.

— Тебе не понять этого, Мейко, — сказал учитель тихо. — Так не бывает у ваших женщин...

— Почему не бывает? — качнувшись, спросил старик. — Бывает... Только в ваших больших городах бывает, я думаю, чаще... Ненецкая девушка видит — хороший охотник или плохой охотник; ленивый, пьяным бывает — будет плохой отец ее детям... Русская девушка не умеет видеть?

— Все не так просто, Мейко!

— Однако, я думаю, в ваших городах простые вещи стали сложными вещами... А что бы ты сказал, учитель, если бы тебе предложили отдать твое новое ружье за старую малицу?

Мишка усмехнулся.

— Моему ружью нет цены.

— Однако да, хорошее у тебя ружье. А вот пришел бы к тебе человек из чужого стойбища и сказал: учитель, мои дети просят есть, у моей жены плохие руки, потому что в моем чуме давно нет мяса. Я пойду на далекую землю, на богатые места. Может быть, там я пропаду, может быть, мне повезет. Дай мне твое ружье, а возьми мою старую малицу, потому что больше у меня ничего нет... Отдал бы ты свое ружье, учитель?

— Да, — сказал Мишка.

— Сердце за сердце, — одобрительно кивнул старик. — Когда-нибудь, однако, не будет этих глупых бумажек, а будет одна большая цена — твое сердце, и вторая большая цена — мое сердце...

— К чему ты это говоришь, Мейко?

— Ты знаешь, — качнулся вперед старик и прикрыл глаза. — Ты знаешь, учитель, но не хочешь поверить себе... Твой чум до высокой луны был пуст и холоден. И мой народ отдал тебе свое сердце, и ты заслужил эту самую высокую цену. Какую цену хочет дать эта женщина за твое сердце?

— Ты забыл, Мейко, что мое сердце — это только мое сердце, — хмуро сказал учитель. — И я могу отдать его за самую низкую цену. Никто мне этого не запретит, понятно?

Старик сгорбился и вынул изо рта обкусанный мундштук трубки.

— Когда у одного человека на губах злость, а у другого — глупость, у них не получится хорошего разговора, — сказал он горько. — Ты хочешь знать, какое мое дело? А если бы плохой человек пытался обмануть пьяного, что бы ты сделал, учитель?.. Ты сейчас — пьяный. Твоя любовь, учитель, как непоеный олешек, тянется к мутной луже и думает, что это река. А эта девушка чужими дешевыми мехами хочет закрыть дырку в своем худом чуме. Однако, я думал, что ты умнее, учитель.

— О, черт! Ты же ни разу ее не видел, как же говоришь? Ты ее совсем не знаешь!

Старик прищурился и усмехнулся, и рот его стал длиннее от резких складок в опущенных углах губ.

— Я не видел, как промахнулся охотник... Один раз промахнулся, два раза промахнулся, три раза промахнулся — много раз. Однако я знаю — он плохой охотник, как бы его ни хвалили длинные языки. Это просто, учитель. Человек раз сделал плохо, два раза, три раза, то он плохой человек. Ты скажешь, нет? Поезжай, спроси, чего хочет эта девушка. Поезжай! Только пусть твои глаза будут зоркими, а сердце трезвым...

Старик поднялся и вперевалку пошел к двери. У порога оглянулся:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены