Я не претендую на какую-то элитарность

Юрий Осипов|06 Декабря 2016, 12:18| опубликовано в номере №1825, ноябрь 2016
  • В закладки
  • Вставить в блог

Примерив на себя всевозможные амплуа, от характерных до комедийных, переиграв в кино бравых вояк, разбойников, рефлексирующих интеллигентов и героев-любовников, Балуев продолжает верить, что мужчины, как и женщины, существа «загадочные». Разные. И стереотипов тут практически не существует. «Чем дольше живу, - признался он недавно, - тем яснее нутром понимаю, какими качествами должен обладать мужчина. Если вкратце - мужику приходится отвечать «за все». Вот этот момент ответственности либо перед своими детьми, либо еще перед кем, и характеризует мужчину в подлинном смысле слова. Такова его судьба и должность. Ну, а проверка человека на «вшивость» зачастую зависит от экстремальных ситуаций. К счастью, наша  жизнь не изобилует ими, и мы не проверяем, скажем, дружбу войной или другими тяжкими обстоятельствами».

Сам Александр Николаевич доволен тем, что в его повседневной жизни нет таких испытаний, какие ему доводилось переживать на экране, и личное мужество плюс решительность проявлять приходилось редко. Со своими киногероями он себя не отождествляет, кино - это кино, а жизнь - это жизнь. Кино для него – просто работа, и актер от ее оценок воздерживается.

 «Пусть оценку дают зрители, - утверждает он, - я только делаю свое дело. Делаю для них. По большому счету, никому не интересно, доволен ли я сыгранными ролями. Не имеет значения, какого персонажа изображать – положительного или отрицательного. Да и нет таких по жизни в чистом виде. Поэтому к своим ролям я отношусь без предубеждений и не боюсь, что зритель меня не поймет. Знаю артистов театра и кино, которые всю жизнь играли только положительных персонажей, но сами таковыми в жизни не являлись. Это, конечно, их право выбирать роли людей исключительно «правильных», мне же подобный подход скучен».

 

 

Каждого востребованного артиста рано или поздно подстерегает опасность «заиграться», начать эксплуатировать удачно найденный имидж. Не избежал в свое время этой опасности и Александр Балуев. Яркие работы в значительных фильмах конца 90-х – начала 2000-х годов перемежались у него  ролями проходными в маловыразительных картинах. Тогда он явно отошел от высоты, взятой, к примеру, в «Мусульманине» режиссера Владимира Хотиненко. В этой нашумевшей ленте Балуев на пару с Евгением Мироновым воплотил историю двух деревенских братьев, один из которых  в блистательном исполнении Миронова, бывший солдат в Афганистане, вернулся домой после семилетнего плена у моджахедов, приняв ислам из чувства благодарности к своему спасителю от казни.

В образе второго брата, Федора, Балуеву в полной мере удалось раскрыть свой драматический талант, что впоследствии оказывалось порой затруднительно, поскольку режиссеры в основном стремились и стремятся надеть на него военную форму и дать в руки оружие. Собственно, амплуа героя боевиков и возвело Балуева в ранг суперзвезды отечественного кинобизнеса. Впрочем, и в этом амплуа на счету актера есть безусловные творческие удачи. Вспомним его в таких фильмах, как «Миротворец», «В августе 44-го», «Антикиллер». Не меньшую славу принесли ему аналогичные образы в популярных сериалах «Каменская. Убийца поневоле», «Маросейка, 12. Бабье лето», «Спецназ».

К этому времени актер уверенно освоил сериальное пространство и к 2011 году даже «дослужился» до роли «маршала Победы» Георгия Жукова в одноименном многосерийном фильме. Играть легендарного советского полководца после Михаила Ульянова, многократно создавшего на экране его канонический образ, было очень непросто. Балуев с этой задачей справился достойно, хотя внешне от своего невысокого коренастого героя сильно отличается. Зато характер, душевные свойства Жукова в последний, сложный и трагический период его жизни сумел передать впечатляюще.

Двумя годами ранее актер снялся в драме Андрея Кавуна «Кандагар». Роль командира экипажа советских летчиков, захваченных в плен во время войны в Афганистане, позволила актеру не только «поиграть мускулами», но и исследовать психологию персонажа, когда экипаж должен сделать выбор: подчиниться врагу или жить под угрозой гибели, но не изменить воинскому долгу. На съемках фильма произошел любопытный случай, едва не заставивший Александра Николаевича расстаться с полюбившейся ему ролью. «В «Кандагаре я отказался сниматься в сцене, где должны были по-настоящему резать барана. Я ни при каких условиях не мог бы лишить жизни живое существо».

Став, в некоторой степени, культовым актером, Балуев начал осмотрительнее выбирать предлагаемые ему роли и режиссеров. Но все же, в отличие от своего замечательного партнера по «Мусульманину»,  нередко соглашался играть во второсортных картинах. Думается, тут сказывалось желание попробовать себя в ином амплуа, преодолеть приевшуюся типажность, да  и актерский ансамбль в тех проектах подбирался весьма достойный. И хотелось верить, что получится хороший результат, уж больно соблазнительным был диапазон образов и жанров. Судите сами: шоумэн, Петр Первый, неудачливый продюсер... Комедия, мелодрама, сказка... А в «большом» кино, с которым у нас нынче вообще-то напряженка, подобные разноплановые роли выпадали на долю полного сил актера, увы, не часто.

Балуев же не готов годами ждать заветную роль. К актерской игре – в кино и на театральной сцене – он относится не как к священнодействию, а как к работе. И работать хочет без перерывов. При этом от новых голливудских предложений отказывался, хотя в них и не было недостатка. «Играть там заведомо однотипных русских злодеев считаю для себя занятием недостойным и скучным. Да, деньги платят большие, но я могу и здесь заработать достаточно, чтобы обеспечить семью. В конце концов, не хлебом единым...»

Не случайно, количество порой все же переходит в качество. У Александра Балуева за минувшие десятилетия подобное происходило не раз.

В 2000-м году он рискнул сыграть одну из главных ролей в артхаусном фильме Александра Зельдовича «Москва». Мы увидели жестокую притчу о Москве 90-х, городе без прошлого и будущего (по мнению авторов картины), где правит бал криминальный бизнес и беснуется в ночных клубах столичная богема. «Новый русский» по кличке Майк, которого играет Балуев, накануне своей свадьбы вступает в острый конфликт со своим другом. Тот влюбил в себя его невесту и, как подозревает Майк, похитил предназначавшуюся ему партию «нала». Можно спорить о художественных достоинствах и недостатках картины, однако актер создал, причем минимальными средствами выразительности, правдивый и далеко не однозначный образ типичного представителя эпохи «первоначального накопления» на фоне надломленных жизнью героинь фильма в исполнении Татьяны Друбич и Ингеборги Дапкунайте.

Известная актриса и режиссер Вера Глаголева сняла в 2009 году необычную психологическую драму «Одна война» - о судьбах пяти русских женщин, переживших гитлеровскую оккупацию, по тем или иным причинам вступивших в связь с немцами и родивших от них детей. Сосланные с детьми под охрану на пустынный островок в Ладожском озере, они окружены презрением, и лишь один человек проявляет к ним участие. Этого «простого человека» проникновенно играет Александр Балуев.

Два года назад ему довелось вновь встретиться с Верой Глаголевой на ее новой картине «Две женщины». На сей раз – Тургенев, пьеса «Месяц в деревне» и любовный четырехугольник между женой богатого помещика Ислаева, ее воспитанницей, бедным студентом, учителем их сына, и другом дома, давно уже влюбленным в хозяйку. Роль помещика Ислаева и досталась в фильме Александру Балуеву, в которой он  открыл еще одну грань своего дарования.

Весьма необычную роль бывшего бухгалтера и сельского уполномоченного по сиротам Тяпова довелось ему сыграть в многосерийном телевизионном триллере Владимира Хотиненко «По ту сторону волков». Оставленные происками Берии на складах подмосковной железнодорожной станции и разграбляемые трофеи, которые были доставлены эшелоном из Германии для  Василия Сталина, кладут начало серии загадочных убийств в окрестных лесах. Причем на трупах обнаруживают страшные рваные раны, словно нанесенные клыками волка-обортня. Тяпов, волею обстоятельств, втягивается в эту жуткую историю и гибнет. Балуев сыграл своего героя просто и достоверно, с той точно выверенной мерой проникновения в образ, что позволяет зрителю поверить в его поступки и понять его характер.

Думается, наиболее значительный творческий экзамен выпал на долю Александра Николаевича в многосерийной экранизации эпохального романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Ее снял Сергей Урсуляк, режиссер телесериалов «Ликвидация» и «Исаев». Это широкое, антитоталитарное полотно отразило и Сталинградскую битву, и будни тыла, и совещания у Сталина, и работу засекреченной лаборатории по созданию атомной бомбы... Александр Балуев играет роль фронтового политработника Крымова, которого сначала безвинно арестовывают и держат в тюрьме, а затем реабилитируют и отправляют комиссаром в сталинградское пекло, где он мучительно переосмысливает свою жизнь и судьбу. Работа над этой главной ролью продлилась не один год.

 

С возрастом «стальной» взгляд Александра Балуева, оставаясь бесстрашным, несколько потеплел, в нем появились мудрость и грусть. Актер и раньше умел заполнить собой эпизод так, что его участие в нем делало картину запоминающейся. Теперь же режиссеры стали буквально гоняться за Балуевым с предложениями сыграть у них ту или иную эпизодическую роль, которая придала бы  фильму масштаб и глубину. Александр Николаевич на интересный эпизод, как правило, соглашается.

Отсутствие пока интересных главных ролей в кино мастер восполняет разноплановыми работами в театре. Там он может, что называется, «оторваться», дать себе полную волю. Он органичен в образе доктора Дымова в Ленкомовском спектакле «Небесные странники» по чеховским произведениям, гротескно, с юмором изображает Черноуса в «Вальпургиевой ночи», которую по кусочкам собрал в прошлом году из завершенных и неоконченных вещей Виктора Ерофеева Марк Захаров. А до того были у Балуева и Арбенин в «Маскараде» Лермонтова на сцене Новосибирского драмтеатра «Факел», и примечательные роли в других театральных спектаклях: «Территория страсти», «Кот в мешке», «Люди и мыши», «Чайка»...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Лицо одушевленное

27 июня1891 года родился авиаконструктор Владимир Петляков

Мир Чехова

29 января 1860 года родился Антон Павлович Чехов

Осужденные цветы

9 апреля 1821 года родился Шарль Бодлер

в этом номере

Театр одного режиссера

17 января 1863 родился Константин Сергеевич Станиславский