Выставка молодых

В Андреев| опубликовано в номере №783, январь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

С первого произведения, отданного на суд общественности, начинается творческая биография художника. По первой картине, скульптуре стараются угадать рождение нового таланта, судят о характере творческих поисков художественной молодежи. Потому-то с таким неослабевающим интересом встречают каждую выставку молодых - ведь именно здесь можно угадать тех, кому предстоит двигать наше искусство вперед.

В минувшем году в залах Академии художеств СССР проходила традиционная седьмая выставка дипломных работ выпускников художественных вузов, на которой экспонировались произведения молодых живописцев, скульпторов и графиков двенадцати вузов страны.

Радует тематический диапазон выставки: революционные события 1917 года, гражданская война, борьба советского народа с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, освоение целинных и залежных земель, труд, отдых молодежи нашли отражение в полотнах, скульптурах, графических сериях. Репродукции некоторых работ, публикуемые в нашем журнале, позволяют представить основные темы и события, волнующие молодых художников.

«Этапы большого пути» - так названа картина воспитанника Белорусского государственного театрально-художественного института Б. Аракчеева. Тусклый свет фонаря скупо освещает теплушку. Распластавшись, лежит на охапке сена молодой красногвардеец. Его товарищи бодрствуют: один, воспользовавшись передышкой, наигрывает на балалайке, другой стоит у окна, задумался. Воинский эшелон мчит их туда, где идут бои за молодую Советскую республику. В сдержанном, суровом колорите полотна, в лаконичности деталей, привлекаемых художником, ощущается суровое время, когда тысячи людей встали на защиту завоеваний Октября.

А вот другая картина, «Рабфак», ленинградца Л. Кривицкого. В студенческой аудитории, обложившись тетрадями, книгами, слушают лекцию юноши и девушки. Разные судьбы у молодых людей, многотруден путь их в науку, но неодолимо стремление к культуре, непоколебима воля, и потому, глядя на картину, веришь: в битве за знание эти юноши победят.

Отрадно отметить, что на нынешней выставке больше, чем на предыдущих, ощущается стремление молодых художников отразить наш сегодняшний день, кипучую деятельность молодого современника, его характерные черты. Привлекает внимание картина «Утро Сибири» Л. Астафьева. О людях, посвятивших себя исследованиям богатств Родины, художник рассказывает просто, без нажима. Перед нами кусок подлинной жизни. Ясной гармонией светлых тонов, общим настроением тепла отличается полотно воспитанника Ереванского художественно-театрального института Р. Атояна «В колхозе». Радость, красоту коллективного труда воспевает в своих «Лесорубах» рижанин Я. Калашник. Его крепкие, плечистые лесорубы, вызывая ощущение свежести и энергии, создают в целом образ, полный активного жизнеутверждения. Интересны по замыслу работы А. Гросицкого «Утро Москвы», Д. Шувалова «На Севере», Б. Николаева «Вечерний Ленинград», А. Юркина «Друзья».

Но приходится с сожалением отметить, что по-настоящему значительных картин и скульптур, в которых бы давалось художественное осмысление сложных жизненных явлений, на выставке нет. Многие произведения выпускников страдают иллюстративностью, воспринимаются как пересказ чего-то уже давно знакомого, не раз виденного. На таких полотнах можно снова и снова встретить шагающих с рюкзаками и чемоданами целинников или безликих шахтеров, до того безликих, что если б не подпись, то вообще не понять, что собирался изобразить молодой художник; увидеть солдат, выходящих из блокады, - стандартные позы, лица, - все это уже далеко не ново, ничего оригинального, свежего молодые художники в решение этих тем не внесли.

В этом отношении на выставке выгодно выделяются работы графиков. Серии гравюр москвича К. Назарова «В борьбе и труде», «Революция», «1941 год», ленинградца Р. Фридмана «На заводе», рисунки Г. Епишина к новеллам К. Паустовского - это законченные, зрелые произведения, просто и убедительно рассказывающие о человеке: они демонстрируют умение молодых художников тонко и верно раскрывать характерные черты нашей жизни, дать им свое творческое решение.

Диплом - первый шаг в искусстве. От художника ждут глубокого отражения деяний советского человека, раскрытия его духовного мира, его мыслей и чувств. Путь для выполнения этой задачи один: надо изучать жизнь, быть ближе к ней, повышать мастерство. Только на этом пути ждет молодого художника успех.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Грубовы

Отрывок из новой повести «Капля росы»