«Выручайте, Чумаков»

Н Гусев, Г Слуцкер| опубликовано в номере №805, декабрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Андрей остался один. В лесу что-то сухо и коротко треснуло. Это, наверное, мороз разорвал дерево. Мерещилось, что где-то поблизости бродят волки. Не их ли сверкающие мертвенно-зеленым блеском глаза видны вон там, среди сугробов? Нет, это, кажется, мерцают звезды. Он попробовал разжечь костер, чтобы согреться, но проклятые щепки никак не хотели разгораться, и он бросил эту затею, удивляясь тому, как ловко и быстро умел разводить огонь Чума...

Но почему он так долго не возвращается? Что могло случиться? Надо, пока не поздно, возвращаться к трактору! Скорее, пока ветер еще не занес следов Чумы! Андрей взвалил мешок с продуктами на спину...

- Ты куда? - Выросший из снежного вихря Чума смотрел на него с изумлением. - Топай за мной! Пропадем, если до нашей гостиницы вовремя не доберемся. Буран будет.

И Чума пошел вперед.

Никогда еще Андрею не было так трудно, как в эту ночь, на этой треклятой дороге, но он все же старался не отстать от Чумы.

Некоторое время они шли в полосе затишья, их, наверное, прикрыла от ветра какая-нибудь сопка. Почувствовав себя увереннее, Андрей хотел даже взять у Чумы мешок с продуктами, помочь ему, но именно в эту минуту вновь забуранило так, что он даже не смог открыть рот. Неожиданно Чума остановился и стал на колени. «Конец, - подумал Образцов, - парень выбился из сил и уже не сможет сделать дальше ни одного шага». Но, странное дело, тракторист вдруг стал разгребать снег рукавицами, а затем разогнулся и радостно заорал:

- Нашел-таки!

В его руках была лопата, самая обыкновенная деревянная лопата. Передохнув, он принялся разгребать снег. Он сопел и фыркал, чуть ли не с головой исчезая в сугробе, и наконец сказал:

- Входи!

Андрей недоверчиво усмехнулся и подождал, пока его спутник войдет первым. «Гостиница», куда они попали, представляла собой обычную избу из толстых, едва оструганных бревен. Чума, пошарив где-то руками, нашел свечку и зажег ее. Андрей увидел два деревянных топчана с матрацами и толстыми ватными одеялами, две табуретки, столик с кастрюлями и железную бочку, переоборудованную в печку. В печке лежали аккуратно сложенные щепки, а перед ее дверцей - сухие дрова. На столе стояла кастрюля со льдом и кусками сырого мяса. На полке - чайник, тоже со льдом, и плитка чая. «Уму непостижимо! - изумился топограф. - Кто же это так заботится о тех, кто в пути?»

Чума чиркнул спичкой, и в тот же момент, словно только и ожидала этого, печка радостно загудела. Вскоре в таежной «гостинице» стало тепло и даже уютно. Потолок в избе нависал так низко, что Андрею приходилось наклонять голову, чтобы не удариться лбом о поперечную балку.

Растопив лед и налив воды в кастрюлю с мясом, тракторист сказал:

- Эх, жаль, что картошки и бураков нет! Сделал бы борщ, настоящий, красный, украинский. Впрочем... - Он полез в свой мешок и достал пакетик пахучего лаврового листа и железную баночку с черным молотым перцем. По-хозяйски расположившись у печки, помешал в кастрюле ложкой и довольно усмехнулся, Андрею показалось, что тот уже забыл и о брошенном на дороге тракторе и о только что пройденном пути.

- Почему ты об украинском борще вспомнил? Ты что, с Украины?

- Нет, здешний. С Сучана. Отец шахтером был. Он, правда, сильно на казака смахивал и даже чуб носил.

- А зовут-то тебя как? Который день в пути, вместе в беду попали, а фамилии твоей я так и не знаю.

Тракторист насторожился:

- Беды никакой пока нет! Понял? Какая тут беда, если мы с тобой ужинать в тепле собираемся!

- А зовут-то как все-таки?

- По паспорту Петром Чумаковым значусь, ну, а на Колыме Чумой для краткости зовут. Я, впрочем, не обижаюсь. Это не по злобе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены