Выбор цели, или рассуждение о смысле бытия!

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1333, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вдруг бы проснулось все хорошее и исчезло, растворилось все наносное, дурное? Вдруг бы окружающая «серость» обратилась в один прекрасный миг плотным рядом дорогих лиц, способных понять, поддержать, вступить в бой? Талантливость ведь чаще всего ни при чем, когда речь идет о моральной истине. Ее и неспособный способен осознать, поддержать, подать за нее свой голос?

А если дело повернулось бы так, я уверен, и главное желание – стать лидером, возглавить цех – обернулось бы совсем другим, очень человеческим: добиться истины, добиться, чтобы восторжествовала правда, а зло погибло.

Разве человек, возглавивший эту борьбу, не истинный лидер? Разве не ему, если он к тому же толковый инженер, отдаст предпочтение коллектив да и начальство тоже, когда речь зайдет о новом начальнике цеха?

Активная жизненная позиция. Это не надуманная формула. В сущности, этими словами определяется нравственная гражданственность любого человека. Не зря же именно партия выдвинула эту важную и нужную формулу.

Формула эта, на мой взгляд, предполагает определенное условие, от выполнения или невыполнения которого зависит, работает эта формула или нет. Условие это – гармония. Гармония гражданского и нравственного, человечного и, выходит, личного.

Применяет лично к себе человек необходимость вмешательства, коли встречается с несправедливостью, – значит, гармония достигнута. Не применяет- – значит, формула зависнет в воздухе, как голое пожелание, нереализованный тезис.

Нет, все-таки, как ни крути, не выставляется Александру Козарю в целом плюс. Мелочей нет. Из мелочи может вырасти слон, попади она, эта мелочь, в другие условия. Прокламация добра обернется действенным злом, коли нарушишь гармонию.

И хотя плюс в результате нашего эксперимента Козарю не выходит, нам, да и ему тоже, я думаю, ясен путь, которым надо следовать, чтобы достичь искомой гармонии.

Ясны принципы, которые нельзя нарушать, если даже их нарушение когда-то прощается.

Таким образом, реальные беды Александра Козаря – полубеды. Беды исправимые.

Вот, пожалуй, и все о желании быть первым.

Владимир Владимиров

Хочу быть первым. Не хочу быть последним.

Кажется, между двумя этими фразами можно поставить знак равенства. А подумаешь: нет, нельзя.

Особенно, если, как говорится, налицо подмена понятий. Подмена целей. Нет, что ни говори, но как бы ни старались мы заподозрить Александра Козаря в несомненных грехах, ему невозможно отказать в главном – в правильности его социальных устремлений. Так он ищет себя или не так – это мы уже разбирали, – с ошибками или без ошибок, но он прилагает свои силы именно там, где это необходимо, в силу его социальных (по образованию, распределению, предназначению) и душевных обязанностей.

Дело вроде бы элементарное, понятное – ан, нет, и оно требует разбирательства, оказывается.

Начнем, пожалуй, с тезки Владимира Владимирова – товарища Саши Козаря, который, получив диплом инженера-конструктора, ушел в наладчики станков. Процитируем слова этого Володи, сказанные Козарю: «Отработал восемь часов – и свободен. И отвечаю только за себя, не то что ты, бедолага». Встреча та, как вы помните, закончилась едкой фразочкой бывшего инженера: «Ну, как твоя карьера? Куешь помаленьку?»

Вроде как, уйдя в наладчики, этот душа-парень одержал еще и моральную победу над Козарем, а теперь вот, видите ли, празднует ее, всаживая «карьеристу» неприятную шпильку.

Эта ситуация не осталась не замеченной читателями. Некоторые наладчика поддержали, как бы разделили его победу: дескать, по крайней мере честно ведет себя человек, не сумел быть хорошим инженером, так стал наладчиком. В этом как бы ответе есть несколько умолчаний, прямо скажем, непростительных умолчаний. Ведь Володя ни словом не обмолвился, что он не стал хорошим конструктором и оттого подался в наладчики, вовсе нет, он напирает совсем на другое – на свою свободу («Отработал восемь часов – и свободен»), на свою неответственность («И отвечаю только за себя, не то что ты, бедолага»). Кстати, стал ли он хорошим наладчиком – тема тоже ведь лишь предполагаемая, затемненная и – весьма допустимо – сомнительная. И вот все это – в попрек Козарю.

Однако – и здесь достаточно одного лишь здравого смысла, не требуется никакой специальной подкованности – вполне очевидно: Козарь хочет принять на себя повышенную ответственность, а бывший конструктор – с себя ответственность снять. Хорошо. Даже если идти, на мой взгляд, от крайнего, от абсурдного, предположив, что Козарь – голый карьерист и больше ничего, – а такая крайняя оценка встречается в некоторых письмах, – то ведь и тогда будет ясно: карьеризм – не категория долга, а вот уклонение от ответственности, нежелание отвечать за обязанность, данную образованием, – безусловно, не из гражданских деяний. Это не что иное, как уклонение от долга.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены