Выбор формулы

Юрий Тешкин| опубликовано в номере №1204, июль 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вегу найти на небе очень легко. Выйдите вечером часов в одиннадцать из дома и увидите над головой самую яркую и самую красивую звезду – это и есть голубая, горячая Вега... Высокая, стройная девушка удивительно приятным голосом рассказывает посетителям Московского планетария о строении Вселенной, делится с ними своими знаниями о тайнах мироздания. У девочки, сидящей в первом ряду на маминых коленях, широко раскрыты глаза.

— А это – созвездие Ориона, небесного охотника. Рядом созвездие Большого Пса. Какой же охотник охотится без собаки, правда?

— Правда, – кивает девочка.

— На кого же охотится наш охотник? А на быка. Вот оно, созвездие небесного быка – Тельца.

Взрослые и дети послушно следуют взглядом за медленно проплывающими по «небосводу» светящимися точками «звезд», и воображение их пытается нарисовать облик этого загадочного зверя.

– А это, товарищи, – продолжает экскурсию Лена Жаринова, – обломок Сихотэ-Алинского метеорита. Вес его – сорок два килограмма четыреста восемьдесят пять граммов. – Она дотрагивается ладонью до черного, необычной формы камня. – Это настоящее чу до. Ведь перед нами осколок далекой планеты. Миллионы лет, быть может, летал в космосе этот свидетель космической катастрофы, пока 12 февраля 1947 года не достиг Земли, упав в район хребта Сихотэ-Алинь. Миллионы лет и миллиарды километров... Я вам сове тую дотронуться до него...

Лена Жаринова еще в школе поняла, что для нее нет ничего интереснее астрономии. В одном этом слове заключен целый мир: тут и химия, и физика, и математика, и философия... А сколько хранит она загадок и тайн? А сколько совершается открытий! Вселенная притягивает, манит человека. Она обещает ему массу неожиданностей. И потому не одно тысячелетие взоры человечества устремляются в бесконечный простор звездного неба...

...В десятом классе школы с физико-математическим уклоном преподаватель вывел Лене за год четверку по физике. И все равно она была горда: только две девочки в классе получили четыре, пять – никто. Мама же, сама педагог, радовалась не столько отметке, сколько тому особому отношению к предмету, за которым она угадывала серьезную увлеченность дочери.

Точные науки всегда притягивали Лену своим рационализмом, красотой, надежностью и основательностью. Смысл явлений, заключенный в бесстрастные формулировки, казался ей простым и понятным. Правда, не всегда удавалось прийти к этой простоте сразу.

Близился день, когда для Лены и для ее одноклассников должен был прозвенеть последний школьный звонок. Все чаще задумывалась она о выборе жизненного пути. Однажды в двухдневном походе по Подмосковью десятиклассники остановились на ночлег на колхозном сеновале. Лена лежала в душистом сене и смотрела на Полярную звезду, вокруг которой вели свой неторопливый хоровод звезды. Безграничное, прекрасное небо развернулось перед ней, загадочное, как сказка. Подружка, которой тоже не спалось, толкнула в бок: «Лен, а Лен? Вчера на танцах видела... этого... как его?.. Ну, помнишь, у нас в восьмом классе учился? Спрашивал о тебе... Лен, ну спустись ты на землю, Ле-на?!» Она молчала,

смотрела на Полярную звезду, на темно-синий небосвод над головой и мечтала о том, что когда-нибудь обязательно узнает все, что накопило человечество об этом вечном чуде.

После уроков она спешила в библиотеку, занимала место за крайним столиком возле окна: поближе к небу! Прочитывала книгу за книгой по астрономии, до усталости, до гула в голове. А в душе ощущение полета: так необъятен океан знаний! Взглянет в окно – там бездонное, бесконечное, черное небо. Мерцают звезды, луна бежит в облаках. И вечное это движение словно подгоняет: «Не теряй времени, учись, читай, думай, стремись к намеченной цели!»

Окончив школу, Лена поступила в педагогический институт на физический факультет. Упорно занималась физикой, ходила в гимнастическую секцию в Лужники. Гимнастика стала отдушиной, прибавляла сил, бодрости. Тренер был доволен Лениными успехами – она вплотную подошла к первому разряду. Но когда начала всерьез заниматься астрономией, гимнастику пришлось оставить – времени не хватало.

Студенческая жизнь летела, как прежде школьная: зачеты, экзамены, дни и вечера в библиотеке, в институтских лабораториях. А еще – театр, кино, выставки. Сейчас кажется удивительным: как успевала? Объяснение у Лены простое: успевала потому, что не было еще настоящего дела, требующего всех сил, всей твоей жизни. Учеба в институте – все-таки это пора, когда человек больше берет у общества, чем отдает. Государство предоставило ей, как и каждому молодому человеку нашей страны, прекрасную возможность учиться, пробовать себя, выбирать профессию, соответствующую ее призванию. От нее требовали еще так мало: только учись, становись на ноги. Стране с ее всевозрастающими темпами развития экономики и культуры нужны высококвалифицированные специалисты – ведь это им претворять в жизнь грандиозные планы десятой и будущих пятилеток. Вот и получается, что овладевать знаниями – это не только за крепленное Конституцией за каждым советским человеком право, но и его обязанность перед страной и обществом. Лена отлично сознавала, что ее студенческая жизнь – это еще не полная отдача, и для того, чтобы возвратить обществу хотя бы часть труда многих людей, благодаря которым она, Лена, имела эту прекрасную возможность учиться и выбирать профессию, – выбор должен быть безошибочен.

Все больше влекла ее к себе астрономия. Однажды, открыв книгу о малых планетах – астероидах, она прочитала: «Некоторые астероиды названы женскими именами. Среди них планеты Анна, Мария, Елена...» Ей показалось символичным, что где-то в космосе летает маленькая планетка с ее именем.

Теперь после занятий в институте она пропадала в планетарии. Все прежние увлечения были оставлены. Пожалуй, единственное, на что позволяла себе тратить время, помимо занятий, – книги.

На пятом курсе Лена стала преподавать, как и мечтала, астрономию в десятых классах. С задних парт на нее насмешливо поглядывали юноши с усиками и бачками. Ненамного моложе Лены, они поначалу не видели в ней учителя и были готовы превратить урок в дискуссию на какую угодно тему. К домашним заданиям относились с прохладией, на замечания пожимали плечами: «А что? Астрономия – необязательный предмет!» Ей было трудно, казалось порой, что никогда не сумеет она преодолеть пассивность класса, лень.

нежелание учиться, знать предмет. Но со свойственными ей энергией и упорством она проводила урок за уроком, вкладывая в каждый все свои знания и всю любовь к астрономии; которой посвятила жизнь. Лена понимала, что одна только теория не заинтересует ребят. Не раз и не два приводила она их на астрономическую площадку Московского планетария, рассказывала им о созвездии Близнецов, об открытии Крабовидной туманности, о голубом брильянте ночного неба – звезде Сириус, на которую древние римляне смотрели со страхом, так как существовало поверье, что появление этой звезды на небе приносит большие несчастья. Она посвящала их в историю великих открытий и учила находить созвездия в вечернем небе. К концу года ее десятиклассники уже сами просили провести внеурочные занятия в планетарии. Вот вам и «необязательный предмет»!

...В фойе планетария просторно и прохладно. Через цветные витражи окон со старинными изображениями созвездий Водолея, Козерога, Стрельца льется солнечный свет. Огромные глобусы Земли и Луны, старинные бронзовые астрономические приборы, портреты великих астрономов Коперника, Ньютона, Галилея... Точно к началу лекции появляется Лена. Входит легко, стремительно, с улыбкой. Посетители – люди разного возраста. Многие с детьми. Иные и приходят сюда только ради детей. А смотришь – в конце экскурсии уже и сам солидный родитель с удовольствием пытается уместиться обеими ногами на полоске Московского меридиана или спорит с Леной, что солнечные часы на несколько секунд отстают от его пылевлагонепроницаемых...

После лекции она спешит на астрономическую площадку: там в обсерватории члены астрономических кружков, уже много лет существующих при Московском планетарии, «ловят» Солнце. Подойдя к ребятам, останавливается в сторонке, слушает, как толково Сережа Кашинский объясняет посетителям, по очереди заглядывающим в телескоп - « пятидюймовик»:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сила воображения

Фантастическая повесть