Вулкан продолжает жить

• В закладки
  • Вставить в блог

Из письма в редакцию

Четверо альпинистов - спортсменов - инженер Петропавловской - на - Камчатке судоремонтной верфи В. Милованович, студент - выпускник Ленинградского горного института Э. Эрлих, рабочий геологической партии Г. Шелинский и я - в конце минувшего лета совершили восхождение на Ичинский вулкан - самую крупную горную вершину в западной части Камчатского полуострова. Во время похода я вел записи, сделал много фотографий. Посылаю их вам. Надеюсь, что материал подойдет для журнала.

А. Яцковский, инженер Хабаровской радиостанции.

г. Хабаровск.

Итак, мы вновь на Камчатке. Еще раз представилась счастливая возможность встретиться с неповторимым своеобразием здешних мест, увидеть «огнедышащие горы», совершить путешествие к одному из не покоренных до сих пор вулканов. Наша экспедиция намеревалась побывать в районе Срединного хребта, совершить восхождение на Ичинскую сопку, высота которой около 4 тысяч метров над уровнем моря. Вершина этой сопки, известной в здешних местах под названием Белой горы, или Алнея, всегда покрыта льдом и снегом По справочникам, Ичин - ская сопка числится в списке потухших, недействующих вулканов. Последнее ее извержение было много веков назад. Однако охотники и оленеводы, кочующие поблизости, утверждают, что и сейчас сопка иногда «парит». Мы поставили себе целью уточнить эти противоречивые сведения - подняться на вершину Алнея, описать маршрут, произвести предварительные исследования в зоне кратера. Нам предстояло перевалить через Срединный хребет и спуститься в бассейн реки Быстрой. В оба конца маршрут путешествия составлял почти 200 километров.... Мы вышли из поселка Эссо с проводником, местным старожилом К. Адука - новым, который должен был вывести отряд к подножию сопки. На второй день пути по глухим, нехоженым тропам с седловины Оемтевланского перевала перед нами открылся вид на массив Ичинского вулкана, величественно возвышавшегося среди «соплеменных гор». Не часто вершина его показывается из - за облаков. Но на этот раз белоглавая сопка предстала во всем блеске. Словно высеченный из мрамора, четко обозначился на бледной синеве неба холодный широкоглавый конус. В сильный бинокль мы осмотрели ближайшие склоны и гребни вулкана и решили начать восхождение с северо - востока.

Ранним солнечным утром отряд покинул базовый лагерь. Прорубившись сквозь цепкие заросли кедрового стланика, мы поднялись к лавовому потоку - хаотическому нагромождению обломков и плит самой различной формы. Разрушенное временем каменное плато тянулось в сторону вершины.

Через несколько сотен метров пологий подъем лавового плато сменился крутым широким гребнем из легкой красноватой пемзы. Затем дорогу преградил нам частокол темных, почти черных базальтовых скал. Справа виднелись бело - голубые изломы огромного ледника. По сторонам его - откосы каменистых осыпей, грязноватые языки прошлогоднего снега.

Анероид отмечал 2 900 метров, когда мы, наконец, достигли ледникового плато, укрытого снегом. Под коричневатым откосом вулканических туфов разбили палатку, здесь обосновался наш штурмовой лагерь.

... Среди разнообразных вулканических горных образований встречаются так называемые «вулканы в вулкане». Представьте, что какой - нибудь древний вулкан вследствие взрыва или обвала лишился своей верхней части. Оставшуюся часть именуют соммой. В дальнейшем на сомме может постепенно вырасти новый, молодой вулканический конус. Такое строение имеют, например, знаменитый Везувий в Италии или известная Авачинская сопка на Камчатке. Как нам удалось выяснить, у Ичинского вулкана две соммы, как бы вложенные одна в другую. Из второй, внутренней соммы поднимается гладкий конус, спрятанный сейчас под покровом льна и снега. Подобная форма вулкана встречается довольно редко.

Особенно нас волновали вопросы: «жив» ли вулкан в настоящее время, увидим ли мы тот «пар», о котором настойчиво твердили старожилы Камчатки? И можно понять наше волнение, когда до нас донесся запах сероводорода, характерный для «живых» вулканов, и мы увидели над ледником легкое, полупрозрачное облачко.

Ни туман, закрывший вскоре обзор с ледникового плато, ни лабиринт опасных трещин не могли удержать нас от экскурсии к месту, где, по нашим расчетам, должна была находиться фумарола - выход горячих вулканических газов.

За перегибом склона ледника, у подножия высоких темно - коричневых скал, перед нами открылась удивительная картина. В наклонной котловине виднелось округлое углубление, провал, диаметром метров 25 - 30. Ледяные стенки этого колодца вычурно обтаяли и были покрыты желтовато - зеленым налетом химических отложений, вынесенных из недр.

Обвязавшись веревками, мы осторожно подошли поближе. Грот в одной из стенок колодца извергал клубы пара. Резко пахло удушливым газом. Звуки, доносившиеся снизу, заставляли думать о подземном потоке, который клокотал где - то в глубине. Временами оттуда слышался приглушенный грохот.

На 75 - метровой веревке мы опустили в жерло грота бутылку с грузом, чтобы достать пробу воды и газа. Но попытка эта не увенчалась успехом: дна мы не достали, и бутылка возвратилась порожней. Подробное исследование фумаролы, - конечно, дело будущего. Но очень важен сам по себе факт ее существования. «Ледовая фумарола» - так мы назвали свою находку - первая фумарола, обнаруженная на Ичинском вулкане.

Одна из тайн Белой горы была раскрыта: вулкан продолжает жить. Загадочно притихший под шапкой вечных снегов, он не потух, энергия его не истощилась. И неизвестно еще, как поведет себя вулкан в будущем...

Утром 31 августа 1956 года, после четырехчасового подъема по крутым снежным и фирновым склонам молодого вулканического конуса, мы вышли на вершинную площадку, в зону кратера. Он очень обширен, не менее 450 - 500 метров в поперечнике. Но где же глубокая котловина, чаша, которая полагается каждому «порядочному» вулкану? Ее здесь не видно. Перед нами раскинулась слегка наклоненная равнина: весь кратер заполнен толщей векового льда, закрыт снегом.

Правда, в нескольких десятках шагов от вершины мы обнаружили глубокую расселину, украшенную причудливыми навесами льда. Нет ли там, в таинственном зеленовато - голубом полумраке, обнажений горных пород? Нам было бы очень важно получить образцы их с вершины вулкана. Один из нас опустился в трещину. Но дна ее, к сожалению, достигнуть не удалось.

... Незабываемыми остались для нас два часа, проведенных на вершине Ичинского вулкана. Последний раз окинув взглядом величественную панораму бесконечного моря облаков, клубящихся далеко - далеко внизу, густую синеву неба над головой, мы тронулись в обратный путь.

• В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.