Встреча в лесу

Мария Бородина| опубликовано в номере №1372, июль 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Такая встреча не может быть случайной. Столь доверительно человек общается с медведем лишь в сказках да, пожалуй, еще в кино. Сказочным героям помогает волшебная сила, а обыкновенным людям – тонкое и порой опасное искусство дрессировки. На кинозообазе Центрнаучфильма медведи – наиболее популярные актеры. Немногие фильмы из тех четырехсот, что сняты с участием питомцев базы, обходились без них. Попадая сюда медвежатами, они вступают в непривычную для них, сложную жизнь, связанную со съемками.

Цирк и кино – главные сферы приложения талантов четвероногих артистов. Но вот в методах работы с животными там и тут есть свои различия. В фильме зверь, как правило, должен оставаться диким зверем, а не цирковым трюкачом, веселящим публику. Поэтому нельзя подавлять природные инстинкты животного, иначе его поведение на экране будет выглядеть неправдоподобно. Чтобы помочь зверю сыграть свою роль, надо досконально знать особенности его жизни на воле, на этом строить репетиции и съемку. Трудности для дрессировщика начинаются уже с первых минут знакомства с будущим артистом. К примеру, дрессировщик кинозообазы Юрий Чуркин год потратил на то, чтобы восстановить свои «отношения» с молодым волком, которого он ненароком напугал в первые дни его жизни на зообазе.

Переход животного к жизни в неволе – это действительно трудный момент. От дрессировщика зависит не только успех съемки, но, бывает, и сама жизнь животного. Главный дрессировщик зообазы Центрнаучфильма Анатолий Макарович Жадан был однажды свидетелем очень любопытного случая с козерогом. Дело было так. Погибал от жажды отловленный для съемок козерог: несколько дней вообще не пил, хотя каждое утро ему ставили ведро со свежей ключевой водой. Только хитрость, придуманная Жаданом, спасла животное. В двери помещения, где поселили козерога, было пробито отверстие, к нему с внутренней стороны приладили желоб, подставили ведро и начали струйкой лить воду. Послышалось журчание – знакомый козерогу звук, звук горного ручья. Зверь насторожился, потом расслабился, медленно пошел к двери и наконец припал к «ручейку», выпил, не отрываясь, ведра два... Пример показательный. Насколько же надо быть осторожным и наблюдательным, работая с животными!

Обитателей зообазы можно, пожалуй, назвать счастливчиками. Из всех животных, оказавшихся в неволе, только у них общение с человеком не приводит к ломке природных инстинктов. А благодаря появлению на экранах четвероногих артистов мы узнаем много интересного о мире животных.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Клуб «Музыка с тобой»

Концерт для саксофона

У твоего порога

Странички из дневника

Маленький

Рассказ