Всемирная парижская

Р Магидов| опубликовано в номере №295, июль 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

В день открытия Международной парижской выставки Поль Вайян Кутюрье, известный писатель и один из вождей французской компартии, писал в «Юманите»: «Открытие выставки - торжество и победа человеческого труда». Он имел все основания писать так: да, торжество и победа, ибо народный фронт, создавший выставку, должен был бороться за нее, преодолевая сопротивление всех реакционных элементов страны.

План выставки был создан три года назад, и еще тогда, следовательно, можно было приступить к работе. Но вместо этого при попустительстве и прямом участии стоявшего у власти реакционного правительства начались погоня за почетными и выгодными должностями, злоупотребления, спекуляция. Правительству народного фронта достались впоследствии одни голые планы выставки, да и те требовали коренной переработки. К примеру, укажем, что для выставочной территории отвели несоразмерно мало места и поместили ее, чуть ли не в самом центре Парижа, так что и расширить ее было невозможно. Идейное направление выставки было твердо намечено... в сторону безыдейности, превращения ее в гигантскую рекламу крупных капиталистических предприятий.

Правительство народного фронта, руководимое социалистами, поддерживаемое компартией и ведущее за собой все прогрессивные элементы страны, рассматривало выставку, прежде всего, как демонстрацию солидарности народов в борьбе за мир, демонстрацию достижений человеческого гения в области науки и искусства. Поэтому выставка стала настоящим полем битвы между народным фронтом и фронтом реакции, где каждый участок должен был быть завоеван и удержан.

Реакционные элементы прибегли к обычным для них методам вредительства и саботажа. Планы задерживались на недели и месяцы, беспричинно менялись строительные участки, фирмы срывали сроки заказов, отказывали в кредитах. На иных участках искусственно создавались такие тяжелые условия работы, что рабочие несколько раз вынуждены были прибегнуть к стачке. Все это время реакционная в фашистская пресса безудержно клеветала на строителей выставки, самоотверженно преодолевавших все трудности.

До самого открытия продолжалась вакханалия вредительства и попыток сорвать выставку. Но рабочие, профсоюзы, партии народного фронта отвечали на это еще более энергичной работой. Под лозунгом «Выставку необходимо выиграть, как выигрывают битву» строители победили, создав чудо современной техники - Парижскую выставку 1937 года. Правда, открытие выставки откладывалось два раза, и не все павильоны были закончены ко дню открытия. Но это нисколько не омрачило торжества ее строителей и посетителей, заполнивших огромную площадь выставки...

* * *

Площадь выставки простирается от нового здания дворца Трокадеро, за которым высится стройная, обвитая зеленью Башня мира, до берега Сены и дальше, по другую сторону Сены, от Эйфелевой башни до Военной школы. На этой территории расположены иностранные павильоны: советский, норвежский, испанский, великобританский, итальянский, германский и др.; французские павильоны, посвященные печати, рекламе, кино, театру; тут же бассейны, фонтаны, цветники...

Одна из главных задач выставки - показать достижения современной науки и техники. Центральный павильон этого раздела - гигантский «павильон изобретений», не все залы которого вполне закончены еще и сейчас. У самого входа в этот павильон посетитель видит величайшую в мире электростатическую машину, заряженную электрическим током в 5 миллионов вольт. Тут же сделанная из стекла модель человека, дающая возможность видеть процессы, происходящие внутри человеческого организма: биение сердца, кровообращение, сокращения пищевода.

В зале оптики ослепляет гигантская радуга, сотканная из прожекторных лучей, переливающихся на 600 тысячах стеклянных мячиков.

Поневоле хохочешь в отделе оптических обманов, где зеркала удлиняют, укорачивают, суживают и расширяют лица и фигуры посетителей.

В зале, посвященном изобретениям в области электропередачи, глаз привлекает интереснейшее панно, на котором художник-француз, вдохновленный успехами радио, изображает героическую челюскинскую эпопею. Под панно подпись: «Экипаж «Челюскина», затерянный во льдах Арктики, был спасен благодаря лучам Герца». В центре панно - товарищ Сталин, руководивший спасением отважных советских полярников; полярники на льдине изображены в нижней части панно.

В отделе астрономии знакомишься с гигантской фотографией Млечного пути, длиной в 20 метров и шириной в 4,5 метра. На изготовление ее ушло шесть месяцев.

«В планетном зале, - пишет директор парижской обсерватории Экскланген во французской газете «Сьянс», - ряд вращающихся глобусов изображает планеты солнечной системы в масштабе 1:100 млн. Самая большая планета - Юпитер - имеет диаметр в I метр 55 сантиметров, а самая маленькая - Меркурий - представлена крошечным глобусом, диаметром в четыре сантиметра.

При составлении макета Земли были использованы данные, собранные во время полетов в стратосферу. Рядом с макетом две фотографии Земли, сделанные с высоты 32 километров во время полетов в стратосферу».

Посетители, имеющие пристрастие к подводной жизни, могут надеть водолазные костюмы, спуститься в глубокий бассейн, побродить по его дну и даже позавтракать под водой.

Другие, изнуренные жарой, могут взобраться на башню «Дворца льда» и остыть под хлопьями настоящего снега, безотказно падающего в июле. Тут же можно ознакомиться с историей развития холодильников и попробовать фрукты, сохранившие в холодильнике всю свою сочность, свежесть и вкус.

Особый интерес представляет павильон, посвященный радио. По обеим сторонам огромного зала расположены студии разных размеров: для симфонического оркестра, камерной музыки, солиста, лектора и т. д. Все эти студии отделены от зала стенами из стекла, так что посетители видят, что происходит внутри. На верхнем этаже расположены последние модели радиоаппаратов и машин, в оборудовании которых радио стало неотъемлемой частью; в числе прочего здесь пароходы, самолеты и... полицейские машины.

Этот павильон играет огромную роль в жизни выставки, ибо он разносит во все концы ее огромной территории новости и музыку. Отсюда во время так называемых воздушных балетов - пиротехнически-музыкальных феерий - разнесутся звуки оркестров, в то время как с самолетов будут падать звезды и разноцветное пламя. Лучшие композиторы Запада привлечены к созданию музыки, под звуки которой мощные потоки лучей, направленных в небо и на Сену, будут менять свою окраску, превращая Эйфелеву башню то в призрачный силуэт, сплетенный из разноцветного металлического кружева, то в гейзер, изрыгающий фейерверки невиданной красоты, то в уходящую в небо стройную, сказочную свечу.

Мощные прожекторы превратят нижнюю часть Эйфелевой башни в гигантскую лампу, освещающую Сену и всю центральную часть выставки - дворец Трокадеро и иностранные павильоны.

Почти все иностранные павильоны были закончены вовремя и открылись в назначенный для них день. И сразу же стала явной общая для них всех черта. Все они, кроме советского, о котором речь впереди, и испанского, еще не законченного, поражают полным отсутствием экспонатов, затрагивающих экономические, политические и социальные вопросы крупного значения. Исключением можно было бы считать павильон Италии, если бы это наглое и лживое восхваление «итальянской империи» не скрывало за собой непосильное напряжение народа, вовлеченного фашистами в рискованные военные авантюры и жестокую нужду. Не довольствуясь фотографиями захваченных территорий, включающих и Абиссинию, Италия вызывающе выставила отдельную карту «итальянской Эфиопии», залитой кровью женщин и детей, сожженной бомбами итальянских летчиков. Во всем остальном Италия пошла по стопам других капиталистических держав: наряду с показом товаров местного производства - фарфора, мебели, текстиля - она превратила свой павильон в рекламу для привлечения туристов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены