Вселенная и право

Евгений Месяцев| опубликовано в номере №1070, декабрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

В научной литературе выдвигались самые разнообразные критерии. В одних случаях сфера действия государственного суверенитета отождествлялась с земной атмосферой, в других — с высотой, которую могут достичь воздушные летательные аппараты, или с высотой, на которой возможен свободный полет искусственного спутника Земли. Некоторые юристы отождествляли сферу действия государственного суверенитета с пространством, которое государство могло бы контролировать наиболее эффективным способом. Были предложения определять высотные границы сферой земного притяжения (то есть вне его и лежит ничейное космическое пространство). Найти критерии физического или технологического характера, чтобы решить эту проблему, оказалось очень трудно. Таким образом, предстоит еще потрудиться как ученым, так и дипломатам.

— Среди документов, которые регулируют освоение космического пространства, есть и Соглашение о спасении космонавтов. Как должны поступать государства в том случае, когда космонавт вместе с кораблем приземлился на чужой территории?

— Соглашение, которое вы упомянули, обязывает немедленно сделать все для спасения космонавтов. При этом власти, организовавшие поиск и спасение, должны сообщить государству, которому принадлежит этот корабль, и Генеральному секретарю ООН о том, что делается и сделано для спасения космонавтов.

— Ну, а если космический корабль сядет на территорию страны, где нет средств поиска и спасения?

— По упомянутому соглашению, государства обязаны договориться и вести спасательные работы под руководством и контролем той страны, на чьей территории приземлились космонавты.

— А как быть, если космонавты совершат вынужденную посадку на ничейной территории: в океане, в Антарктике?

— В этом случае можно рассчитывать на помощь любого государства.

— Должны ли космонавты в случае аварии помогать друг другу так, как, например, это делают капитаны морских кораблей?

— Бесспорно, хотя вряд ли пока можно сравнивать маневренность космических кораблей и тех, что плавают по морям. И все же успехи последних полетов в космосе — стыковка, прилунение — открывают большие возможности для успешной взаимопомощи и в космосе. Я позволю себе сослаться на весьма приближенную к реальности историю, связанную со спасением американского космонавта Майора Ричарда Пруэтта — героя фантастического романа Мартина Кэйдина «В плену орбиты». Автор, в прошлом довольно известный военный летчик, а ныне участник разработки американских космических программ, описывает подготовку американских астронавтов, запуск кораблей так, как это есть на самом деле. В романе такая ситуация: у астронавта не сработали тормозные двигатели, он не вошел в плотный слой атмосферы. Запасы кислорода на его борту ограниченны. Человеку суждено погибнуть. И вот американцы спешно готовят второй космический корабль. Он должен как можно скорее подойти к обреченному Пруэтту и состыковаться с его машиной. В это время с Байконура стартует советский космический корабль. Его пилотирует полковник Андрей Яковлев. Цель полета — спасти американского коллегу. И вот начинается захватывающая операция. Яковлев вышел на орбиту Пруэтта. Американцы тоже спешат. Второй космический корабль во что бы то ни стало должен опередить русского. С мыса Кеннеди корабль попадает точно между советским космонавтом и американским астронавтом. Яковлев понимает, что американцы готовы все сделать самостоятельно, а потому решает занять пока место наблюдателя. Идут последние минуты жизни Пруэтта. Сейчас должна произойти стыковка. И тут три корабля входят в тень Земли. В самый ответственный момент Яковлев включает прожекторы своего корабля — это и нужно сейчас американским астронавтам. Корабли стыкуются, Пруэтт спасен! Возможно ли это? Конечно. Уже существуют подобные проекты. Есть и предложения запускать целые спасательные станции: с запасами продуктов, горючего, необходимых деталей и механизмов...

— Предположим, что в момент запуска космического корабля ни руководители программы, ни кто-либо другой не знали, что неожиданно и сильно повысилась радиоактивность Солнца. Но об этом стало известно в другой стране. Есть ли положение, которое обязывает государства сообщать друг другу о подобных опасностях?

— Договор о космосе 1967 года обязывает незамедлительно информировать друг друга о всех возможных опасностях в космосе.

— Были ли случаи, когда государства обменивались подобной информацией?

— Пока нет...

— Космический корабль приземлился на чужой территории. Какова судьба его экипажа?

— Ему обязаны оказать всяческое содействие и помощь для быстрого возвращения на родину.

— А что будет с самим кораблем и прочим оборудованием?

— Обязаны возвратить.

— Здесь нет никаких исключений?

— Кроме тех случаев, когда это беспилотный космический объект. Если государство хочет получить свой объект или его часть, следует сделать официальный запрос, приложив к нему описание этого корабля или его частей, а также покрыть те расходы, которые были затрачены на их поиск и транспортировку.

— Существуют ли у космонавтов международные сигналы бедствия?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Что есть удача?

С доктором исторических наук, профессором Отто Николаевичем Бадером беседует специальный корреспондент «Смены» Марк Баринов