Всегда пристрастен

Яковас Шадявичус| опубликовано в номере №1308, ноябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

или несколько эпизодов из жизни Владаса Виткаускаса, секретаря комитета комсомола завода «Жальгирис»

Как все же, черт возьми, приятно под звуки «Лебединого озера» любить человечество! А еще большее душевное волнение вызывает всеобъемлющая любовь ко всей Вселенной – с ее планетами, созвездиями, с пространством, не имеющим ни начала, ни конца. И таким великим себя чувствуешь, когда в голове бродит, когда в груди не помещается такое вот охватывающее все и вся чувство...

И далее, шагая по большаку подобных ощущений, казалось, действительно можно было бы дождаться долгожданного, но все ускользающего катарсиса. Вот-вот он уж у самого порога, вот уж, кажется, схватил его рукой и тянешь, тянешь поближе к себе...

Но в такие мгновения всегда обязательно что-нибудь случается.

Ну, к примеру, во дворе вдруг расплачется ребенок, которого незаслуженно обижает великорослый драчун. Или затренькает дверной звонок и еле-еле знакомый сосед станет просить помочь переселиться в новую квартиру. Или по телефону старушечий голос через пень-колоду битые полчаса будет долго и нудно удивляться тому, что вы не тот, кто ей нужен, и что сто лет подряд по этому телефону откликался совсем другой человек...

И долгожданный катарсис как сквозь землю проваливается, хотя в воздухе еще полно звуков «Лебединого озера». И после такого как-то очень не скоро в голову начинают приходить мысли о всеобъемлющей любви к людям, к Вселенной, ко всему человечеству – голодающему и не смиряющемуся, трудящемуся и отдыхающему, веселому и грустящему...

Как бы это ни выглядело странным, но именно эти соображения начали беспокоить после того, как состоялось знакомство с очень деловитым парнем – Владасом Виткаускасом, секретарем комсомольской организации вильнюсского станкостроительного завода «Жальгирис».

Так бывает. Очень красивые факты из жизни человека, из того, чем он каждый день занимается, вызывают абсолютно противоположные ассоциации – ну, хотя бы вышеописанные, о любви к человечеству вообще.

А началось все вот с какого события. Правда, где-то за кулисами все время звучали мелодии «Лебединого озера». В один прекрасный день Владас Виткаускас вдруг очень отчетливо почувствовал, что заместитель секретаря заводской комсомольской организации, то есть его собственный заместитель, Лариса Ульбинайте на самом деле собирается уйти с завода и уже подыскивает себе работу в другом месте.

Так бывает – такое известие словно парит в воздухе, все говорят о нем, а вот в один прекрасный миг чувствуешь, что человек идет писать заявление. Так было и с Владасом Виткаускасом, когда в тот раз он увидел Ларису Ульбинайте. О причинах, по правде говоря, он и не спрашивал. Он и так знал их и думал, что у Ларисы есть достаточно веские причины написать заявление об уходе «по собственному желанию». Как бы там ни было, но если человек получает диплом об окончании техникума, он волей-неволей начинает поглядывать на более серьезную, более творческую работу, особенно если все время до этого трудился в отделе главного конструктора техником и исполнял действительно только технические обязанности. Значит, достаточно неинтересные для уже более образованного человека и, таким образом, далее его не развивающие.

Но Владас Виткаускас знал и другое. А именно то, что Лариса Ульбинайте и для комсомольской организации и вообще для завода очень нужный человек, что, если она уйдет, это будет немалой потерей для всех, что такими людьми нельзя бросаться.

В конце концов если на родном заводе, которому отдано столько всего, чем богат человек, где, можно сказать, началась биография человека, тебя так легко отпускают, даже не попытавшись найти дело по душе, соответствующее новой квалификации, добиваться которой, кстати, тоже помогал завод – какой же безобразный шрам останется в душе. В душе того человека, который мысленно уже сочиняет: «Прошу освободить по собственному желанию».

И в таком случае мелодия «Лебединого озера», которую мы слышим, лишь разбередит рану.

Плечо к плечу секретарь и его заместитель пошли в отдел кадров.

Фиаско. Говорят там, что это не их компетенция – комсомольских активистов трудоустраивать.

Плечо к плечу секретарь и его заместитель пошли в партком завода. О чем здесь беседовали, пока не зафиксировано ни в каких документах и, пожалуй. никогда не будет зафиксировано. Но через несколько дней в трудовой книжке Ларисы Ульбинайте появилась еще одна запись: «Техник заводского бюро охраны труда». Новые обязанности требуют значительно большей самостоятельности, они разнообразней и, значит, предоставляют намного больше возможностей для творчества.

Чувствуете, что «Лебединое озеро» зазвучало как-то живее, энергичнее?..

Вот давайте и взглянем попристальнее на этот факт из биографии Владаса Виткаускаса. И попробуем наморщить лоб: какие же потери он ощутил вместе с Ларисой Ульбинайте, расхаживая по инстанциям?

Мы помним, что в отделе кадров в помощи, в общем, отказали. Значит, невзирая на то, какие бы ни были запанибратские отношения у Владаса Виткаускаса со «специалистами по кадрам», сейчас они хоть немного, но поостыли. Значит, в будущем Владасу Виткаускасу придется затратить чуть-чуть больше усилий, чтобы в отделе кадров получить какую-нибудь нужную ему информацию, чтобы нормально дальше сотрудничать с кадровиками по любым другим вопросам. Только не оценивайте мои слова слишком прямолинейно. Но нельзя не согласиться с тем, что здесь наш Владас потратил некоторое количество нервной энергии.

Вы слышите – наше «Лебединое озеро» зазвучало как бы многограннее, сложнее?

Далее. В парткоме завода он доказывал и доказал свою истину. Секретарь помог.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены