Все цвета радуги

Б Никольский| опубликовано в номере №758, декабрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однажды мне посчастливилось заглянуть в будущее. Случилось это в Электротехническом институте связи имени Бонч - Бруевича.

Нас пригласили в лабораторию, где испытывалась новая телевизионная установка.

- Сейчас начнем, - предупредил сотрудник лаборатории.

Погас свет, и на месте молочно - белого пятна в углу комнаты вдруг вспыхнул большой телевизионный экран. Затрепетали красные, синие, зеленые флаги, поплыли оранжевые автомашины, празднично разукрашенные улицы столицы. Это был цветной фильм о Всемирном фестивале молодежи в Москве. Цветной фильм на экране телевизора!

- Теперь, - сказал мне кандидат технических наук Борис Георгиевич Жебель, - мы имеем в лаборатории полную цветную телевизионную станцию. А семь лет назад были только планы...

И Бориса Георгиевича и его молодых товарищей уже давно волновала проблема передачи цветного изображения на расстояние. Основные принципы цветного телевидения известны. Сложение в определенных пропорциях трех главных цветов - красного, зеленого и синего - дает любой цвет. Значит, в телекамере, там, где рождаются изображения, должны быть три телевизионных трубки, таких же, как и при черно - белых передачах. С помощью специальных светофильтров каждая трубка «видит» только один, «свой» цвет - красный, зеленый или синий. Если перед камерой поместить рисунок, на котором будут изображены синее небо, зеленая трава и красный цветок, то одна трубка «увидит» и передаст только изображение неба, вторая - травы, третья - цветка. Каждое изображение будет передаваться по своему каналу связи, независимо от двух других, и соединятся они только на экране телевизора. Если цветок на рисунке будет не красным, а, к примеру, оранжевым, тогда трубки «смешают» в определенных пропорциях «свои» цвета, и на экране получится изображение оранжевого цветка. Таким образом можно получить изображение любого цвета.

Как и при черно - белой передаче, световые сигналы превращаются в трубках в электрические. Радиоволны донесут их до телевизионных приемников. Подчиняясь сигналам, заработают в приемной трубке три электронных «пушки», обстреливая электронами экран, покрытый особым цветным люминофором, и «нарисуют» на экране передаваемое цветное изображение.

Основные принципы были известны. Но чтобы найти техническое решение проблемы, нужно было провести десятки опытов, рассчитать и собрать сложную аппаратуру. Этим и занялись молодые энтузиасты цветного телевидения.

Научные интересы Анатолия Гольдина определились еще на третьем курсе института. Все свободное время проводил он в лаборатории, мечтая создать аппаратуру для передачи цветных фильмов, которая совмещала бы в себе и особенности кино и особенности телевидения. А для этого нужно было хорошо знать и то и другое. Тогда и сошлись научные пути Гольдина и Дмитрия Таранца, у которого был уже немалый опыт работы над кинопроектором. Молодых изобретателей поддержал научный руководитель работ профессор Павел Васильевич Шмаков.

И вот на чертежный лист легли первые линии. Друзья допоздна засиживались над вычислениями и расчетами, часто бывали в мастерских, ревниво наблюдая за выполнением своих заказов. А за стеной, в соседней комнате, так же настойчиво и увлеченно работали их товарищи - инженер А. И. Щипков, выпускники института Николай Ерганжиев, молодой инженер Николай Душкевич, аспирант Лев Перевезенцев, студенты - комсомольцы Петр Шульский и Александр Тярусов. Они создавали студийную камеру, работающую по принципу «бегущего луча». Эта камера дает четкое изображение, не потребовав ни мощных источников света, ни дополнительного оборудования по сравнению с аппаратурой для черно - белых передач.

Камера посылает узкий световой луч. Этот луч - световая точка - бежит по объекту. Точка за точкой, он словно заштриховывает весь объект продольными линиями. Там, где объект темнее, световой сигнал слабее; там, где объект светлее, сигнал ярче. Световые сигналы - точку за точкой - через специальные светофильтры улавливают три группы фотоумножителей. В них световые импульсы превращаются в электрические. Ярче световая точка - и электрический сигнал сильнее, темнее - и сигнал слабее. Так изображение переводится на язык электрических сигналов и начинает свой путь к экрану телевизора. Точно так же - точка за точкой - оно возникает и на экране. Но происходит это так быстро, что зрителю кажется, будто изображение возникает все сразу. Работа выдвинула новую проблему: возможен ли будет у нас переприем цветных передач с Запада. Аспирант Владимир Ефимкин доказал, что это возможно. Расчеты его были практически проверены на аппаратуре, которую сконструировали сотрудники лаборатории: инженер Юрий Аксентов, молодой чешский специалист Мирослав Беньо, младший научный сотрудник Иван Липай, студенты Олег Лешуков, Анатолий Кузенков, Валерий Трусов, Василий Казенное.

Работы молодых ленинградских ученых завершились успешно и стали известны далеко за пределами нашей страны. Весной 19S8 года Международный комитет по радиотехнике решил провести выездную сессию в Ленинградском электротехническом институте.

... К зданию института один за другим подкатывали автобусы.

Сто двадцать ученых и инженеров из Англии, Франции, США и многих других стран приехали сюда, чтобы познакомиться с работой лаборатории телевидения, руководимой профессором П. В. Шмаковым.

Хозяева волновались. Мало ли какая может быть случайность: ведь монтаж аппаратуры закончен всего лишь несколько дней назад!

Но вот все готово к переприему программы, передаваемой по международным стандартам. Аппаратура включена. На экране появились первые кадры. Изображение четкое, искажений нет. Опыты длились больше двух часов и прошли отлично, недавно Анатолий Гольдин и Дмитрий Таранец получили авторское свидетельство на кинотелепроектор. Лев Перевезенцев, Николай Душкевич и Николай Ерганжиев закончили вторую студийную камеру, которая работает так же хорошо, как и первая.

Уже приступили к строительству новых телецентров, которые будут вести цветные передачи. В них будут работать камеры, созданные в лаборатории. Уже в первые годы семилетки москвичи и ленинградцы увидят цветное изображение на экранах своих телевизоров. Опытная установка для цветных передач создается и в Горьком.

Сейчас сотрудников лаборатории волн/ют новые проблемы - запись цветного изображения и объемное телевидение.

Ленинград.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены