Впереди фронта

Василь Земляк| опубликовано в номере №1167, январь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Э, не скажи, иногда достаточно и одного выстрела, – улыбнулся Савватей и помчался вперед, туда, где уже исчезали в тумане люди Гнатовского.

Гнатовский раздобыл себе нового коня. Кайдашенки отдали ему плененного жеребца, которого выхаживали для колхозного табуна к возвращению наших. Лошадьми занимался Левко. С самого основания колхоза в Борщаговке был он в нем старшим конюхом, и, конечно же, это он заблаговременно позаботился о жеребце, потому какой же табун без жеребца? Сейчас Левко вел сани с пушкой и тоскливо погладывал на своего жеребчика, которого Гнатовский немилосердно приучал к седлу. Левко так и обмер, когда жеребчик не послушался всадника и помчал его к озеру, едва подернувшемуся первым ледком.

– Провалишься! – не своим голосом закричал Левко. Гнатовский с трудом вывел коня на твердь, где зияли черные воронки от снарядов. В одной из таких воронок, подумал я, погребены останки маленького Франца. Следом за моими санями шли сани Йонеша.

– Знаете, что?

– Что, Йонеш?

– Или мне показалось, или етот немец что-то от меня скрыль.

– Вы про Франца?

– Да. Я просто вспомниль глаза... Не понравились мне глаза...

– Предчувствовал смерть... – Я явственно увидел их выражение, когда Гнатовский на косогоре подал ему свой солдатский знак.

– У него попаль снаряд, да?

– Наверно.

– Жаль, конечно, мальчишка...

Возле дубовых ворот с навесиком, массивных и старинных, – может, еще от времен древлян, – стоял старик в шапке и в кожухе, борода у него косматая и черная, как ночь; помахап нам рукой, и из рваной рукавицы высунулись белые пальцы. Савватей остановил коня около деда, сказал:

– Дедуль, тут где-то разорвало немчика, так найдите его да похороните. И тех, на косогоре, тоже не мешало бы закопать. Слышите, дедушка?

– А чем? – Дед протянул к нам свои слабые старческие руки.

– Лопатой, – рассердился Савватей. – Мы не успели...

– Скажу Омельке... Скажу... Прах есть прах...

Омелько, его сосед, тем временем семенил по направлению к нам мелкими шажками. Ну, точно стреноженный конь. Был он тоже в шапке, в домотканой свитке, с суковатой палкой, очень похожей на его нескладную фигуру. Омелько бежал изо всех сил, чтобы сообщить нам что-то важное.

– Эге-ге-гей! – Он поднял палку, отчего немедленно потерял равновесие.

– Обождите-ка! Видать, Омелько вам что-то сказать хочет, – остановил нас дед.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Строгий мир стандартов

С первым заместителем председателя Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР Всеволодом Васильевичем Ткаченко беседует корреспондент «Смены» Леонид Петров