Возьмите эту эстафету

Виктор Тюккель| опубликовано в номере №876, Ноябрь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Под вертолетом висел планер. Потом планер отцепился и ринулся в пике ...хвостом вниз. Спустя секунд пятнадцать летчик вывел его из этого необычного положения и приступил к каскаду фигур высшего пилотажа. Над летным полем Тушинского аэродрома, заполненного тысячами москвичей, пришедших на последний авиационный праздник, гремел голос диктора: «Планер «Амур» пилотирует летчик-испытатель Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин».

Сережа Анохин... Я перенесся на три с лишним десятка лет назад в чудесный уголок Крыма — Коктебель. Парил планер. Не в небе Москвы — над Черным морем.

Здесь созданное в 1923 году Общество друзей Воздушного флота организовало первую планерную школу. Ее «строили» на базе кружка «Парящий полет», создателями которого были А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев.

И вот в эту самую школу редакция журнала «Самолет» направляет учиться меня, фотокорреспондента. Направляет для того, чтобы быть, так сказать, «авиационно грамотным». И хоть придирчивы «батя» —

Ни код им Симонов, старший инструктор, замечательный пилот, душа школы, его помощники — Сергей Анохин, Маргарита Раценская, Игорь Шелест, меня берут. А в конце обучения — первый полет. Летчик Георгий Лисецкий буксирует планер «Г-9». Восходящих потоков нет. Идем все дальше и дальше в море. Наконец я отцепляюсь. Прямо над морем. А все-таки лучше быть над сушей, ближе к школе. Поворачиваю к берегу. Планер плавно теряет высоту. Ох, хоть бы сорок минут продержаться! И тут... попадаю в мощный восходящий поток, который засасывает в облака. Слепой полет. И так четыре часа. А Иван Сухомлинов ходил вдоль склонов 36 часов, Лисицын — 381

Каждый год мы собирались в Коктебель на слеты. 1933 год. Начальнику планерного отдела Осоавиахима длинному-предлинному Леониду Григорьевичу Минову, которому я обязан увлечением авиацией, отдают рапорт на открытии слета.

Участники слета — это представители 150 планерных станций, 7 планерных школ, 650 кружков, работающих в стране!

Десятки различных конструкций парящих аппаратов, большинство которых было построено в порядке личной инициативы, демонстрировали в Коктебеле участники слетов В. К. Грибовский, Б. Н. Шереметьев, Г. Грошев, В. Емельянов. Все новые и новые аппараты привозил вихрастый паренек — Олег Антонов, ставший выдающимся авиационным конструктором.

...Предвоенные годы. 13 из 18 международных рекордов принадлежат советским планеристам! Оля Клепикова проходит на одноместном планере 749,203 километра! Рекорд, который не удается побить и по сей день. Чудеса пилотажного искусства демонстрирует Сергей Анохин. '«Щелкают» рекорды участники группы Виктора Расторгуева. Подрастает Виктор Ильченко, который в пятьдесят третьем пройдет по прямой 829,822 километра...

...Советскому планеризму сорок лет. Годы — это путь. Путь от примитивных планеров до совершеннейших парителей, таких, как «А-15». Путь от нескольких десятков энтузиастов до тысяч, увлеченных авиационным спортом. Ведь сегодня наши планеристы проводят в воздухе в десять раз больше времени, чем, скажем, пять лет назад. Ведь сегодня парящим полетом увлечены не только в Москве и Ленинграде, но и в каждой республике. А не знавшая авиации Йошкар-Ола растит мастеров спорта, планеристов международного класса.

...В подмосковном небе парит планер. Сотни тысяч зрителей аплодируют и мастерству пилота и дерзновению конструкторской мысли. А я все еще думаю о тех, кто первым распахнул дверь в голубой океан.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены