Воздушная пехота

В Пронин| опубликовано в номере №333, сентябрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Идея воздушных десантов, то есть использования самолетов для переброски войск в глубокий тыл противника, не нова. Она носилась в воздухе давно, со времен первой империалистической войны.

В 1911 - 1912 годах на Балканах вспыхнула турецко - болгарская война. Предприимчивый американец - авиатор Холт еще тогда несколько раз удачно высаживал болгарских агентов за линией турецкого фронта.

Во время первой империалистической войны воюющие страны на самолетах засылали в тылы противника шпионов и диверсантов.

В самом конце войны французский капитан Эврар получил задание - взорвать железнодорожный тоннель в Лефуре, в немецком тылу, на линии, по которой немцы подвозили к фронту людей я боеприпасы.

Глубокой ночью пять французских трехместных самолетов приземлились в немецком тылу. Помимо летчиков на этих машинах находились 10 диверсантов, снабженных легким оружием, изрядным количеством динамита, радиостанцией, телефонными подслушивателями и почтовыми голубями. Но в момент посадки самолеты были обнаружены немецкими патрулями. Началась стрельба, во время которой машины были повреждены. Летчики подожгли их и вместе с диверсантами скрылись в лесу. Всю ночь они кружили и петляли, стараясь сбить погоню со следа. По пятам шли собаки - ищейки, от которых французы спасли себя тем, что разбросали на своем пути перец.

Только через сутки добрались они до тоннеля. Но взрывать его не было смысла. Оказалось, что немцы перебрасывали свои войска уже не по железной дороге, а по реке. Капитан Эврар решил тогда взорвать один из шлюзов.

Ночной туман стлался над водой. Часовой у шлюза безмятежно спал в своей будке. Тихо, бесшумно подползли диверсанты. Они заложили в шлюз подрывные патроны, зажгли бикфордов шнур и скрылись в ближайшем лесу. Через несколько минут страшный взрыв потряс землю и воздух. Перевозки немецких военных частей были дезорганизованы. Восстановить шлюз удалось только после войны.

С большими приключениями десантной группе удалось вернуться на родину через фронт накануне перемирия.

Самолеты тех времен были несовершенны и маломощны. Они не могли поднимать в воздух много людей и большие грузы. Посадка в тылу противника - ночью, на незнакомые площадки - была делам трудным, требовавшим огромного опыта и большого риска. Начались поиски новых, более удобных способов высадки агентов.

В конце войны были сделаны попытки использовать для этой цели парашюты.

Но воздушных десантов, в современном понятии этого слова, операций, рассчитанных на высадку крупных войсковых соединений в тылах противника, тогда еще не было.

III

После войны 1914 - 1918 годов стремительно развилась авиация, колоссально возросла грузоподъемность самолетов. Тогда - то военные специалисты начали решать проблему широкого применения воздушных десантов.

Военный лексикон обогатился новым термином - «воздушная пехота». Штабы и армии иностранных государств начали создавать новый вид войск - парашютно-десантные части.

С точки зрения военного искусства, наиболее выгодным маневром во все времена считался обход флангов противника с последующим полным его окружением.

Но это требует много времени, колоссального напряжения и большой ударной силы для прорыва фронта.

Зарубежные военные стратеги и теоретики, опираясь на все возрастающую мощь авиационной техники и на ее возможности, выдвинули тогда идею нового военного маневра - «вертикального окружения». В основе этой идеи лежала неожиданная переброска войск по воздуху в тыл противника и последующий за этим сокрушительный удар (совместно с наземными войсками) по его военным объектам и жизненным центрам.

Вполне естественно, что Красная Армия, передовая революционная армия, обладающая мощным воздушным флотом, явилась пионером теоретической и практической разработки вопроса о воздушных десантах.

Десять лет назад - 26 июля 1930 года - в Воронеже с аэродрома поднялся многоместный самолет устаревшей конструкции. Он был очень стар и потрепан, этот «Фирман - Голиаф». Летчики добродушно прозвали его «дедушкой Голиафом». На борту «воздушного старца» находилось двенадцать командиров Красной Армии - двенадцать будущих инструкторов парашютно-десантной службы.

Команду возглавлял военный летчик Минов. Он только что вернулся из Америки, где в деталях изучил парашютное дело. В заранее определенном пункте двенадцать парашютистов один за другим покинули машину. Это был первый советский воздушный десант. Он положил начало широкому боевому применению самолетов и парашютов для воздушно - десантных операций Красной Армии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены