Вот что значит ветеран

М Люшковский| опубликовано в номере №383-384, май 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хранителями героических традиций в русской армии всегда были старые, опытные солдаты, передававшие молодым свои навыки, сноровку и поддерживавшие честь своего полка, под знаменем которого они сражались долгое время. Опытность и спокойствие старых ветеранов часто помогали в трудных случаях, ободряя молодых, не побывавших ещё в сражениях солдат.

Однажды во время войны 1806 - 1807 годов, заметив обходной маневр противника, молодой офицер, стоявший со своей ротой на отдельной позиции, волнуясь, громко сказал: «Мы окружены!» «Ну что ж» пробьёмся!» - также громко ответил старый солдат, стоявший сзади. Спокойный ответ бывалого ободрил офицера, и, несмотря на окружение, рота штыками пробилась к своим. Опыт старого солдата, его спокойствие вселили уверенность в благополучном исходе боя и подсказали правильное решение.

Русские полки всегда гордились старослужащими солдатами, украшенными боевыми наградами. Народ уважал их, с почтением обращаясь к героям, называя их «служивый» или «кавалер».

Суворов, воспитывая солдат, отличал тех, кто был храбр, давно служил в полках, и не только знал их по имени, отчеству, но и сам давал им прозвища, которые солдаты носили всю свою жизнь. Подъехав как - то на походе в Польше к Азовскому пехотному полку, Суворов сказал командиру роты Харламову: «А что, Фёдор, где Миша Огонь - Огнёв, где Сокол, где Орёл?»

«Здесь», - ответил Харламов и позвал их.

«Здравия желаем, отец наш Александр Васильевич!» - сказали гренадеры, выступившие вперёд.

«Здорово, братцы. Вы богатыри!... Вчера я видел, как вы быстро, славно кололи врагов. Помилуй бог, знатно!... храбро!... один на десятерых!... Ты, Михаила, будь Огонь - Огнёв, а ты (обращаясь к Воронову) - Сокол, а ты (Голубцеву) - Орёл!»

Суворов никогда не пренебрегал опытом старых солдат. Он говаривал, что полезно спрашивать у старослужащих, под чьим начальством они хотят воевать: они не ошибаются в своих начальниках.

Однажды надо было отрядить для нападения на противника два батальона. Суворов подослал одного из служивых спросить за кашицею товарищей, с кем бы они хотели поработать. Все навезли фамилию одного и того же офицера, несмотря на то что в полку были люди и старше его по службе и, казалось, по опыту. Суворов исполнил желание старых солдат, и дело увенчалось успехом.

Как часто опыт старых солдат помогал в самых трудных случаях, видно из такого примера. В сражении при Денневице, в 1813 году, в кавалерийской атаке участвовал штаб - трубач Изюмского гусарского полка Ермаков. Колонна противника была изрублена лихими русскими гусарами, Ермаков остановился после атаки, осматриваясь кругом и ожидая приказа командира полка за которым он следовал. Внезапно Ермаков заметил, что в пыли, в дыму сверкают сабли, мелькают султаны и мундиры французской кавалерийской колонны. Она шла с тем, чтобы, пользуясь обычным беспорядком после атаки, скрытно атаковать Изюмский полк. Старый солдат решил действовать: поднявшись на стременах, он затрубил сигнал сбора, собрал и построил присоединившихся к нему гусар, выхватил саблю, закинул трубу за спину и крикнул: «За мной, в атаку!» Собравшиеся гусары врубились в колонну врага вслед за Ермаковым. Они задержали продвижение противника и тем самым позволили командиру полка, собрав остальные эскадроны, отразить наступление французов.

Старые солдаты были образцом выполнения воинского долга и присяги. Как - то в 1880 году враги захватили в плен солдата 21 - й артиллерийской бригады Агафона Никитина. Обладая несколькими трофейными пушками, захваченными у наших войск, противник хотел заставить Никитина показать, как нужно пользоваться ими. Никитин наотрез отказался выполнить это требование. Тогда враги стали бить его плетьми. Никитин молча вынес это истязание и снова отказался учить стрелять из русской пушки. Озлобленные враги связали Никитина, разули его и положили ногами на горящие угли костра. Он выдержал и эту пытку. Вконец озлобившись, враги содрали со спины Никитина всю кожу и постепенно отрубили ему пальцы, а затем и голову. Старый солдат геройски вынес все мучения, но не изменил присяге. Он умер, верный до конца воинскому долгу. О подвиге Никитина было объявлено в приказе по всей армии.

В жестоких боях с немцами, которые мы ведём, опыт старых солдат, прошедших первую мировую и гражданскую войны, особенно ценен для молодёжи. Старые солдаты, носители боевых традиций, являются как бы живыми знамёнами, напоминающими о славном прошлом.

Старые солдаты цементируют, скрепляют полк, превращают его в боевую семью, которая не боится никаких невзгод и перенесёт любое испытание. Вот почему мы говорим молодым воинам: «Цените и берегите старого солдата!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На войне

«Язык» прокладывает лыжню