Воспитание мужеством

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1160, сентябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Беседуют Владимир Катунин, первый секретарь Волгоградского обкома комсомола, председатель комиссии ЦК ВЛКСМ по физическому и военно-патриотическому воспитанию молодежи, и Герой Советского Союза Яков Павлов

В. КАТУНИН. Яков Федотович, мы встретились с вами накануне важнейшего события в жизни нашей молодежи – седьмого слета победителей Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовом славы советского народа. События тем более знаменательного, что состоится оно в год 30-летия Победы в городе-герое Волгограде. Вы давний друг и наставник молодежи, с нашим городом в вашей жизни связано очень многое. Думаю, что вы не только вспомните о прошлом, но мы поговорим и о некоторых проблемах военно-патриотического воспитания молодежи, которому, кстати сказать, несмотря на занятость, вы отдаете много сил и времени.

Я. ПАВЛОВ. Я далеко не поэт, но, вспоминая о Волгограде, всегда называю его родиной военного подвига, символом высочайшего физического и духовного мужества советских солдат. Я часто приезжаю сюда, и, кажется, уже пора привыкнуть к Волгограду сегодняшнему – молодому, чистому, радостному, но слишком прочно остался в сердце Сталинград 42 – 43-го годов. Иду по улицам, а память подсказывает, что вот тут у универмага много наших ребят полегло, рядом с банком долго не могли вражеское пулеметное гнездо ликвидировать, а на площади Павших борцов мы как-то столько их танков нажгли, что в

наших штабах сводку трижды перепроверяли. В общем, я за семьдесят с небольшим дней, что осенью сорок второго здесь повоевал, породнился, сросся с городом на всю оставшуюся жизнь.

В. КАТУНИН. Вот бы и переехали к нам. Были бы ближе к своему подвигу, к своему прошлому. ближе к людям, которые вам, герою-сталинградцу, обязаны своим настоящим.

Я. ПАВЛОВ. Спасибо. Действительно, всякий раз, когда я приезжаю сюда, мне говорят об этом. Но истинная родина у человека должна быть одна, такая, как для меня моя Валдайщина, мой Новгород, откуда идут мои корни, чью землю пахали отцы мои и прадеды. А потом, Владимир Анатольевич, поймите, очень трудно жить все время войной. Останься я в Волгограде, живи в том самом «Доме Павлова», я бы каждый день видел моих ребят, видел бы живыми мертвых, понимаете? Слишком дорогой ценой мы заплатили той зимой за победу на Волге, слишком хорошо я знал тех, кто погиб рядом со мной тогда. А кроме прошлого, мы должны жить настоящим, думать о будущем. Я ведь не только бывший солдат, я инженер, я отец, а теперь уже дед.

В. КАТУНИН. Я понимаю вас, Яков Федотович. Но ваши воспоминания, ваше прошлое – неотъемлемая часть истории, и, если мы хотим воспитать молодых людей стойкими, мужественными, преданными идеалам коммунизма, мы обязаны обращаться к этому великому прошлому, и тут уже никто не заменит вас – участников тех героических событий.

Я. ПАВЛОВ. Вы говорите о воспитательном значении встреч молодежи с ветеранами боев и труда...

В. КАТУНИН. Не только. Под этим подразумеваются самые различные формы участия ветеранов

в жизни молодежной организации. Постоянного, целенаправленного, действенного участия.

Я. ПАВЛОВ. Вот именно постоянного и действенного. Каким бы интересным, поучительным ни был рассказ ветерана о пережитом, его призыв следовать отцовским заветам сегодня, практический эффект выступления будет не очень высок, как, впрочем, и любого разового мероприятия, пусть даже хорошо проведенного. Нужна продуманная система военно-патриотического воспитания юношей и девушек, составленная с учетом возрастных категорий. А ведь, если говорить откровенно, нередко все военно-патриотическое воспитание сводится к кампании. Приближается какая-то дата, День Победы или годовщина Советской Армии, представители школ, общественности, предприятий приходят к ветеранам, просят: выступите с воспоминаниями. Мы выступаем и не видим ребят до следующего юбилея. Разве я не прав, Владимир Анатольевич?

В. КАТУНИН. К сожалению, правы. Кампанейщину изжить не так просто. Но если вы не возражаете, я расскажу об опыте, который постепенно мы вводим у себя в области...

Я. ПАВЛОВ. Буду вам только благодарен. Но прежде хочу закончить свою мысль. Так вот, эти самые школьники, юноши или девушки порой задают нам, ветеранам, вопросы, выходящие за рамки нашего военного прошлого. Они спрашивают у нас, как им следует поступить в том или ином случае, стоит ли, к примеру, учиться на инженера, если их вполне удовлетворяет квалификация и звание слесаря. Или вот помню, выступаю перед молодыми рабочими одного из заводов. Рассказываю о Сталинградской битве, героизме их сверстников. Закончил, ответил на два-три вопроса о своей военной судьбе. И вдруг встает девушка и спрашивает: пошел бы я получать премию за освоение новой техники, если это самое освоение существует только на бумаге? Я, признаться, опешил, попросил объяснить суть дела. Ведь, как-никак, сам инженер. Девушка рассказала. Чувствую по лицам молодых людей – говорит она о больном вопросе...

Вот почему так важно знать тех, к кому ты приходишь с советом, кому пытаешься передать свое мироощущение, знания, пережитое. Узнать же молодежь, конкретных людей можно лишь в результате постоянного общения, завоевав их доверие, став для них близким, болеющим за их дело человеком. Тогда мы, ветераны, в полной мере можем обогатить молодых людей духовно, заложить в их характере прочный фундамент для будущих испытаний, сделать из них патриотов своей Родины.

В. КАТУНИН. Вы хорошо выразили главное из того, что я собирался рассказать. Поэтому лишь проиллюстрирую вашу мысль примерами. В Волгограде, а теперь уже и в ряде других областей и городов ввели такую вот форму привлечения ветеранов к наставнической работе. При комитетах ВЛКСМ предприятий были созданы советы ветеранов из числа бывших участников войны, заслуженных мастеров производства. Эти советы взяли на себя координацию всей воспитательной работы ветеранов среди молодежи и школьников. К каждой организации прикреплен ветеран или целая группа людей, которые должны не только воспитывать молодежь на примерах героического прошлого отцов, но и участвовать в современной общественной жизни организации. Ветераны смогли активно воздействовать на воспитательный процесс в коллективе вообще, на каждого юношу или девушку в отдельности. Их вмешательство, как показала практика, порой эффективнее многих педагогических приемов товарищей воспитуемого, потому что за плечами ветерана войны не только огромный жизненный опыт, но и моральное право требовать от подростка, право, завоеванное им в боях с врагом.

Наверное, это закономерно, ведь в пору вашей молодости та роль, которая принадлежит в формировании характера современной молодежи сейчас вам, ветеранам Великой Отечественной, принадлежала участникам гражданской войны. Их идеалы, героизм, высокая партийная нравственность были для комсомольцев тридцатых годов тем духовным наследием, каким стали для современной молодежи военный и трудовой подвиг вашего поколения.

Я. ПАВЛОВ, Совершенно верно. Любимым героем моим и моих сверстников был Павел Корчагин, который, кстати, сражается за Советскую власть и сейчас в умах нынешних юношей и девушек. Буденный, Фрунзе, Котовский, Дзержинский, Чапаев были для нас символами партийности и стойкости. Мы мужали, сверяя свою жизнь по жизни героев гражданской войны, увлекались военно-прикладными видами спорта, что очень пригодилось потом.

В. КАТУНИН. И вероятно, тогда же появились прообразы следопытских отрядов, которые собирали материалы о героях-революционерах, борьбе с белогвардейцами, деятельности первых партийных и комсомольских ячеек.

Я. ПАВЛОВ. Мне трудно говорить о других, до войны почти нигде не бывал, кроме родной Валдайщины. Но даже в нашей сельской школе существовал специальный кружок, занимавшийся исследованием истории борьбы за Советскую власть в районе. В сущности, это была та же поисковая работа, которой заняты сейчас десятки тысяч следопытов, только ее масштабы и формы были иными. Да и события, которые мы тогда изучали, были ближе к нам по времени. Помню, принесли в свой школьный исторический уголок кобуру от нагана бывшего красноармейского командира, погибшего в боях с бандами Юденича, и очень гордились этой находкой.

В. КАТУНИН. А знаете, Яков Федотович, какое огромное эмоциональное воздействие оказывают на молодежь документальное приобщение к героической истории, поисковая работа. Случайно обнаруженные документ, письмо, оружие, следы боя становятся началом многолетнего, кропотливого поиска, открывающего ранее неизвестные военные события, героические судьбы десятков, сотен людей.

Я. ПАВЛОВ. Волжская земля необычайно богата подвигом. В любой ее горсти уже заключено это понятие, ведь ни один город нашей страны не выстрадал столько, сколько Сталинград в сорок втором году. Подсчитал же кто-то, что в каждом квадратном метре сталинградской земли осталось около двух тысяч осколков.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Строгий час выбора

Анджей Вайда, Андрей Михалков-Кончаловский