Воспитание молодых художников

В Осокин| опубликовано в номере №489, октябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы входим в просторное здание Дворца культуры Автомобильного завода имени Сталина. Мимо пионерских комнат, всегда заполненных шумной детворой в алых галстуках, поднимаемся на второй этаж. Здесь помещается изостудия, о которой слышали многие молодые художники-москвичи.

Комната загромождена мольбертами, стены её увешаны картинами, рисунками. На столах и шкафах гипсовые копии античных скульптур - принадлежность каждой художественной студии. Перед мольбертами стоят и сидят юноши и девушки с кистями и карандашами в руках.

Худощавый юноша в военной гимнастёрке с задумчивым и серьёзным лицом, М. Горшков, пишет картину, посвященную Великой Отечественной войне. На холсте голубоватая вода Волги, берег, на котором группа бесстрашных русских солдат отбивает вражескую атаку.

- Мне, - говорит он, - посчастливилось быть участником сталинградской эпопеи. Я пишу всё так, как было. Это берег, на котором мы держались много часов, это все мои товарищи, каждого из них я знаю по имени и фамилии. Но не только портретное сходство стараюсь я придать им: мне хочется выразить и довести до зрителя те высокие, благородные чувства, которые присущи им и руководили ими в годину тяжёлых испытаний: бесстрашие, убежденность в правоте своего дела, уверенность в победе, горячую любовь к Родине. Не знаю, удастся ли мне осуществить мой замысел, но прилагаю к этому все силы.

Недалеко от М. Горшкова работает Р. Зюзелева. Она пишет в светлой гамме красок натюрморт. Ещё поодаль - группа студийцев. Одни из них рисуют с натуры с находящихся перед ними предметов, другие пишут многофигурные композиции, третьи работают над пейзажем.

В громадное окно виднеются многочисленные заводские постройки, живописные стены старинного Симонова монастыря, расплывающиеся вдали очертания города. Пейзаж настолько интересный, разнохарактерный и яркий, что так и просится на холст. И действительно, разглядывая работы студийцев, мы на многих из них видим близкий и дорогой им облик заводской окраины.

Этой осенью изостудии Дворца культуры Автозавода имени Сталина исполняется 15 лет. Ею бессменно руководит художник Д. Г. Соболев, сумевший привить учащимся большую любовь к искусству. В студии два отделения. В первом занимаются подростки 13-17 лет, во втором - молодёжь постарше. Согласно этому делению и составлена программа практических и теоретических занятий по живописи, графике, скульптуре. В студии обучаются преимущественно молодые рабочие Автозавода, но, кроме них, есть учащиеся окрестных школ ФЗО, а также колхозники близлежащих сёл.

Многие из бывших студийцев работают теперь в художественной промышленности, другие являются специалистами народного хозяйства, инженерами, техниками. И почти все из них до сих пор поддерживают творческую связь со студией.

Вот и сегодня пришёл сюда бывший воспитанник студии Н. Новиков. Он без отрыва от производства окончил художественное училище. Теперь ему нужно поработать над портретом. И он вспомнил, что непосредственную помощь он может получить в той студии, которая привила ему, рабочему Автозавода, первые навыки в живописи.

Занятия в изостудии ведутся на высоком теоретическом уровне. Здесь есть чему поучиться и художнику-профессионалу. Часто происходят встречи с крупнейшими художниками и искусствоведами, научными сотрудниками Третьяковской галереи. Большую непосредственную творческую помощь оказывает молодым художникам академик живописи К. Ф. Юон. Чутко присматривается маститый живописец к творчеству начинающих, поправляет их, подсказывает решение задач композиции. Принимал участие в жизни студии и народный художник СССР А. М. Герасимов.

Общение с этими и другими мастерами советского изобразительного искусства духовно обогащает студийцев. Советы таких художников, систематически приобщающих одарённую молодёжь к лучшим образцам отечественного искусства, запоминаются на всю жизнь.

Это влияние уже сказалось на ряде работ студийцев. Начинающие художники пытаются вдумчиво осмыслить жизнь, путём художественного обобщения глубоко проникнуть в окружающую действительность. Конечно, им это ещё далеко не всегда удаётся. Но характерно - и это выгодно отличает студию Автозавода, - что в большинстве случаев учащиеся стремятся передать свои собственные наблюдения жизни.

Вот, например, полотно слесаря М. Грицука «В цеху завода». В нём правдиво передано главное - трудовой ритм. Слаженны, ловки движения рабочих. Труд для них - радость, вместе с тем они преисполнены сознанием большой ответственности перед народом, говорит художник языком красок. Чувствуется, что и самому автору картины свойственны те переживания, о которых он рассказывает.

Почти каждый день студиец А. Иванников, когда идёт на работу, любуется стройными очертаниями прекрасного подарка советских зодчих Москве - станцией метро «Автозавод имени Сталина». Это легко заметить по его картине: с большой любовью и старанием воссоздал на полотне её характерный облик молодой слесарь Автозавода.

Вдохновенно написал ленинский мавзолей - незабываемое и величественное здание, где покоится человек, которому мы обязаны счастьем своей жизни, - В. Журил. На его картину «Мавзолей Ленина» смотришь с неподдельным волнением.

Студия подготовила выставку в связи с 800-летием Москвы. Изображение исторических памятников и событий из жизни древней Москвы - излюбленные темы студийцев. Особенно близка эта тема графикам. Двое из них - Анатолий Калашников и Анатолий Игнатьев - специализировались на гравюре, посвященной историческому пейзажу.

А. Калашников подготовил альбом гравюр, в которых запечатлены все выдающиеся сооружения Краснопресненского района столицы. Эти работы отличает точность, знание и понимание законов зодчества. Слесарь завода «Динамо» А. Игнатьев изображает больше всего окрестности родного завода. Для его гравюр характерна некоторая романтическая приподнятость. Однако этим двум художникам следует расширить тематику своих работ, не ограничиваться исключительно историческими пейзажами.

Большим, оригинальным художественным явлением в жизни изостудии является разработка техники деревянной скульптуры. Это тем более ценно, что подобное мастерство распространено сейчас сравнительно мало. Между тем издавна на весь мир славились резные деревянные игрушки русских мастеров из Подмосковья, Кировской области, Архангельского края.

Как живой, смотрит на нас грач, вырезанный из дерева Б. Сергеевым. Не менее интересны «Тройка» работы В. Панфёрова, «Сова», «Петух», «Бабушка» и особенно «Олень».

Но и тут студийцы реализуют далеко не все возможности. Почему бы им не перейти от традиционного изображения животных, троек хотя бы к портретированию товарищей по работе, выполнению работ на более сложные современные темы?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

За рубежом

«Черные лаборатории»