Воспитание чувств

опубликовано в номере №1059, июль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Возможно, в совсем недалеком будущем большинство взрослого населения нашей страны окажется из «настоящих» и «бывших» студентов. А значит, и рост населения и размеры семей – все это будет зависеть опять-таки от студентов.

Как же здесь обстоит дело сейчас, и каковы перспективы на дальнейшее?

Первое и, вероятно, самое существенное, что должно вызывать беспокойство, – это длительный процесс социального становления современного человека.

В последнее время стало привычным, что не все окончившие среднюю школу сразу поступают в институт. Одни хотят сначала поработать на производстве, другие идут служить в армию. Но даже при самом оптимальном варианте «школа – вуз» высшее образование можно получить лишь в двадцать два года. А значит, только годам к 25 приобрести опыт, стать полноценным специалистом.

Рано это или поздно? Думаю, что поздно. И не только потому, что солидная доля наиболее продуктивного в творческом отношении возраста расходуется на «пассивное» накопление знаний. Столь медленное социальное становление человека превращается в весьма существенную помеху для своевременного оформления семьи.

В 1969 году Минский медицинский институт окончило 262 студентки. Средний их возраст при окончании школы – 17 лет 5 месяцев. Но большинство по разным обстоятельствам не сумели сразу поступить в институт. Образовался разрыв в 3 – 4 года. Вот почему средний возраст девушек-первокурсниц оказался равным 20 годам и 10 месяцам.

Естественно предположить, что девушка, которая стремилась получить высшее образование, вряд ли решится на замужество до поступления в институт. И действительно, как показал анализ, к этому моменту только каждая двадцатая из них состояла в браке. К окончанию же института в браке состояло уже 127 студенток. Средний возраст при вступлении в брак практически оптимальный – 23 года и 9 месяцев (биологи даже считают это верхней границей оптимальности). Ну, а как же обстоят дела с рождением ребенка? Из 127 замужних студенток 53 имели к моменту завершения учебы по одному и только три – по два ребенка.

Что же дальше? 135 одиноких женщин-врачей в возрасте 27 лет (средний возраст выпускниц) направляются на работу в незнакомые места, где условия труда и быта иногда менее благоприятны, чем во время учебы. Новые встречи, новые люди... К ним надо привыкнуть. На это идут годы. Немногие решаются в период «адаптации» сразу же устраивать семейную жизнь. Так к 27 годам набегает еще два-три... Женщине уже под 30. Жизнь показывает, что в таком возрасте найти мужа-ровесника трудно; как правило, он старше на 5–10 лет. С биологической точки зрения это далеко не блестящая пара для рождения первого ребенка, если вообще люди в таком возрасте решаются его иметь.

Столь грустные размышления, разумеется, не претендуют на абсолютное обобщение. Мы немало встречаем примеров, прямо противоречащих сказанному. Однако закрывать глаза на реальность фактов тем не менее не стоит.

...Итак, будем полагать, что все 135 женщин, не вступивших в брак во время обучения в институте, все-таки к 28 – 30 годам счастливо вышли замуж. При самой пылкой любви к детям каждая из этих семей в большинстве своем обречена иметь одного ребенка.

А сколько детей могут иметь выпускницы, вступившие в брак еще во время учебы? Надо полагать, тоже не очень много. Рождение второго ребенка по окончании института в большинстве случаев откладывается еще минимум на два-три года. Опять появляются объективные причины: новое место работы, обзаведение жильем, определенные материальные трудности, свойственные периоду становления...

Таким образом, между первым ребенком и желаемым вторым разрыв 6 – 7 лет. На сцену выплывает житейское соображение: стоит ли иметь второго при такой возрастной разнице между детьми и при своем уже солидном возрасте? Выдюжим ли? К тому же опять пеленки... Только-только раскрепостились... Нет, лучше уж не надо!

Нас всех давно тревожит сокращение рождаемости. Однако, обсуждая эту проблему, мы редко обращаем внимание на такой потенциал, как молодая студенческая семья! А ведь именно в студенческие годы создаются наиболее благоприятные условия для общения молодых людей друг с другом, для формирования искренне любящих супружеских пар!

К сожалению, студенческих семей мало. Но мало не потому, что молодые люди не хотят еще в этом возрасте вступать в брак. Напротив, стремление к созданию семьи достаточно прочно формируется уже на третьем-четвертом курсах. Одним из препятствий в создании студенческой семьи является непрерывно увеличивающаяся продолжительность обучения в вузах. В медицинских институтах сейчас введено семилетнее обучение. Правда, седьмой год формально не ограничивается рамками института, но все же создает своеобразный психологический барьер: я еще учусь! (Многолетний опыт работы в университете и медицинском институте позволяет мне с достаточной уверенностью говорить о возможности сокращения срока обучения по крайней мере на год-полтора, однако эта проблема требует самостоятельного обсуждения.)

Но даже такой срок обучения не был бы существенной помехой для создания студенческих семей, будь у них хоть подходящее жилье. Супруги порой вынуждены жить не только в разных комнатах, но и в разных общежитиях. Да и материальное положение этих семей не блестящее. Между тем в большинстве вузов работа студентов на производстве не поощряется, к ней относятся как к досадному обстоятельству.

Мне кажется несостоятельным мнение о том, что семейные и работающие студенты учатся хуже холостых и неработающих. Опыт подтверждает обратное. Как правило, люди семейные более ответственно относятся к учебе. В пользу студенческих семей и такое наблюдение: супруги с большей охотой, чем одинокие, едут на работу по месту назначения и дольше задерживаются там.

Со всех точек зрения обществу «выгодны» студенческие семьи. Но для них необходимо создать определенные удобства. Высшие учебные заведения могли бы иметь благоустроенные общежития для семейных студентов, детские ясли и сады, интернаты с полным бесплатным содержанием детей студентов. Возможно, следует подумать и о прибавке к стипендии студентам, которые имеют детей.

Разумеется, все это решить не так легко и просто. Но если мы хотим иметь счастливые семьи, здоровых детей и родителей, то обязаны всеми силами и средствами содействовать созданию семей в возрасте, наиболее благоприятном для вступления в брак и рождения ребенка. Экономя копейки, мы в перспективе теряем рубли, не считая моральных и социальных потерь, а их тоже не сбросишь со счетов.

Согласитесь, совсем не так уж будет плохо, если, знакомясь с вами, веселый, краснощекий карапуз скажет: «Моя мама студентка... и папа тоже!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Капитальный ремонт

Архивный репортаж с Минского завода по ремонту самолетов