Волшебные краски

И Амский| опубликовано в номере №721, июнь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

На одной из выставок внимание зрителей привлекала необычная карта СССР: светящиеся линии обозначали оросительные каналы, мерцающий голубой свет излучали гигантские водохранилища, ярко зеленели лесозащитные полосы.

Эта карта была написана красками, в состав которых входят так называемые люминофоры - особые вещества, обладающие способностью светиться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Рассматривая светящуюся карту, художник - декоратор Евгений Мандельберг подумал: нельзя ли использовать люминофоры при изготовлении театральных декораций?

Долгие часы просиживал он в лаборатории, пробуя всевозможные растворители, которые позволили бы кистью наносить на холст обыкновенные краски, смешанные со светящимися.

Однажды, пригласив своих домашних в мастерскую, Мандельберг показал им старую шерстяную скатерть.

- Смотрите, как я ее обновил! - произнес он и осветил скатерть ультрафиолетовыми лучами.

Полотно засияло желтыми, красными, синими тонами удивительной мягкости и глубины. Оказывается, художник нанес на материю люминофоры различных цветов, соответствующих узору скатерти.

В процессе работы у художника родилась мысль: нельзя ли на одном и том же холсте создать одновременно два изображения, одно - обыкновенными красками, другое - светящимися?

Трудность этого опыта заключалась в том, что, нанося второе изображение, художник не видит результатов своей работы. Поэтому для проверки приходилось время от времени подсвечивать рисунок кварцевой лампой и только после этого снова продолжать работу.

Достигнутые результаты вознаградили художника за труд. Вскоре на сценах театров появились декорации, написанные по методу люминесцентной живописи. Особенно удачной оказалась постановка сказки Е. Шварца «Снежная королева» в Московском театре драмы и комедии.

Вот по ходу действия на сцене появляется снежная королева. Розы, изображенные на декорации, на глазах у зрителей вянут - это произошло потому, что монтер выключил лампу, излучающую ультрафиолетовые лучи. Но вот снежная королева уходит, и розы снова ярко расцветают - это кварцевые лампы «осветили» рисунок, написанный люминесцентными красками.

Этот как будто чисто внешний эффект оказался в руках режиссера интересным приемом, который помог глубже раскрыть содержание сказки.

В 1951 году на первой выставке световой декоративной живописи были показаны работы художников Е. Мандельберга, Б. Баранова, И. Жданко, И. Савицкого, Е. Шварца, В. Федотова и других. Посетители любовались сказочным царством Морозно (опера «Морозно» в Таллинском театре оперы и балета), картиной оазиса, возникшего в пустыне (опера «Лейли и Меджнун» по роману Алишера Навои). Когда Меджнун вспоминает о встречах с любимой Лейли, безжизненные пески, окружающие его, преображаются. Перед зрителями возникают пышные дворцы и фонтаны. Светящиеся краски помогли воплотить в реальные образы мечты Меджнуна.

В балете п. И. Чайковского «Спящая красавица» фея Сирени и принц Дезире совершают сказочное путешествие к прекрасной Авроре, спящей в заколдованном лесу. Обычно путешествие это изображается на сцене при помощи огромной движущейся панорамы. В Горьковском театре оперы и балета такая панорама была написана светящимися красками, которые дали возможность режиссеру совсем по - новому подать это фантастическое зрелище.

Существуют, помимо описанных люминесцентных красок, и так называемые инерционные составы, которые могут светиться в темноте без воздействия на них ультрафиолетовых лучей. Стена, покрытая таким составом, днем как бы впитывает в себя солнечные лучи, а вечером и ночью отдает накопленную за день энергию.

Можно использовать светящиеся краски для оборудования дорожных знаков и рекламных щитов на загородных шоссе и автострадах, для изготовления наглядных школьных пособий. Отлично будут светиться покрытые инерционным составом бакены на реке. Не будет надобности ежедневно вечером зажигать сигнальные огни. Кстати, новая краска может служить и рыболову - любителю: он будет ясно видеть в сумерках светящийся поплавок.

Чтобы светящиеся краски нашли самое разнообразное и широкое применение, энтузиастам этого «маленького чуда» нужна помощь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Правда народной жизни

К 75-летию со дня смерти В. Г. Петрова