Вологодские кружева

Нина Веселова| опубликовано в номере №1255, сентябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Секреты древнего мастерства вологодских умелиц унаследовали молодые художницы. Среди них – лауреат премии Ленинского комсомола Галина Мамровская.

Давно это было, недавно ли? Падают на землю плавные снежинки, падают, кружатся, а в доме у окошка постукивают коклюшки.

То не лебеди летят над берегом,

То не снежинки водят хоровод.

То меж пальцев вьется,

вьется нитка белая –

То девчонка кружево плетет...

Давно ли, недавно ли? Как сто лет назад, мягко шел за окном снег, рождая вдохновение и легкость в руках кружевниц, так и ныне. Не подвластно годам волшебное искусство, нет старости у красоты. В Вологде, в светлых цехах «Снежинки», особенно ясно это.

Слава вологодского кружевного объединения поистине безгранична: на каких только языках нет записей в книге отзывов! «Если бы мы остались здесь еще некоторое время, мы начали бы слагать стихи», – под этими словами друзей из ГДР могли бы подписаться все гости «Снежинки»!

Говорят, от судьбы не денешься. И

все-таки лет десять назад Галина Мамровская ни за что не поверила бы, что

ее призванием станет именно вологодское кружево. В Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина выбор велик: хочешь, наследуй и развивай мастерство елецких кружевниц, хочешь, посвяти себя кружеву вятскому, хочешь – киришскомуили рязанскому...

Поначалу так и вышло – после учебы

стала Мамровская работать в Рязанской области. Но однажды приехала

она в Вологду.

А каждый, кто приезжает сюда, непременно справляется: где магазин «Вологодские сувениры»? На улице Ленина, отвечают ему, и гость, затаив дыхание, приоткрывает дверь в белоснежное царство. Сделала так когда-то и Галина – с восторгом и испугом за свое неумение переступила порог магазина. Возможно ли, чтобы она – она! – увидела, сотворила в своем воображении вот такое? Кажется, будто не руки человеческие запечатлели, воссоздали пригрезившееся чудо, а сама природа подарила людям это застывшее мгновение своего величия. Возможно ли?

Давно это было и недавно. Не сразу привыкла Галина к новому городу, к иному ритму и ощущению жизни. Прежде чем работать, создавать что-то свое, нужно было уловить душевный настрой северян. Ведь кружево, как и всякое произведение искусства, вбирает в себя суть человеческой души, ее лучшие, самые возвышенные устремления; оно по-младенчески безоблачно и откровенно, очищено от каждодневной шелухи и прозаичности, оно пронзительная песня о красоте, неповторимости и счастье жизни...

Вологодская область занимает в РСФСР первое место по выпуску кружев. Созданное в 1968 году, объединение собрало вокруг себя почти шесть тысяч кружевниц-надомниц, в нем 45 кружевных участков, расположенных порой за сотню километров от областного центра. Кружево, выполненное по индивидуальным и серийным образцам (воротники, манжеты, пелерины, косынки), принимается объединением и продается в специализированном магазине.

Долгая слава у вологодского кружева! Еще в 1876 году оно получило признание на международной выставке в Филадельфии, в 1893-м – в Чикаго. Золотыми, серебряными медалями и дипломами с выставок в Монреале, Москве, Осаке, Нью-Йорке, Брюсселе, Париже отмечен его нынешний век. Но как не просто творится эта слава! Ниточка за ниточку, коклюшка о кок-люшечку, и так изо дня в день, из года в год. Кружатся за окном долгой песней снежинки и словно оседают на белой подушке-валике нетающим инеем. Давно ли, недавно ли? Пройдите по старым кварталам Вологды, полюбопытствуйте, и сегодня еще вы увидите в окошках деревянных особнячков, как склонились над вязаньем, ловя короткий зимний свет, мастерицы. Их руки легко и быстролетно перекатывают .коклюшки: вересовые или кленовые, еловые или камышовые; последние очень легки, а брякучие самые – из калины. Вы знаете, как поют коклюшки? Как струйка тонкого ручейка в лесу. Как апрельская капель. Как градинки – о хрусталь. Каждый, кто их услышит, по-своему скажет. А мастерице свое слышится. Песня долгая, сдержанная, как чувства северян. О горечи и страдании ли, о любви или озорстве и балагурстве – она вплетается незримой нитью в кружево и навеки становится неразлучной с ним, врачует душу того, кто вглядывается в узор, кто пытается разгадать его неумолчную красоту...

Песенная Вологодчина – с деревянным кружевом на древних особняках, с ажурными крестами на маковках церквей, с волшебными узорами на морозных стеклах – незаметно и властно стала близкой и понятной Галине Мамровской.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены