Вокруг новичка

Валерий Краснов| опубликовано в номере №1226, июнь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Белка в колесе

Кого назначают наставниками? Наивный вопрос, не правда ли? Конечно же, передовиков производства, опытных рабочих. А что характерно для передового рабочего? Он полнее использует рабочее время или, как говорится, уплотняет рабочий день. А теперь подумаем над такими цифрами. При средней нагрузке у станочниц Свердловского камвольного комбината рабочее время используется на 75 процентов. Добавляется 3 станка, и «плотность» достигает 87 процентов. Еще три – и почти 100 процентов. На камвольном комбинате 30 таких «сотников». И все они наставники. Более того, они ядро отряда наставников. Приведем слова одного из них:

– При четкой организации труда быть многостаночником не трудно. Но часто получается, что количество станков увеличивается за счет увеличения физической нагрузки и скорости бегания от станка к станку. Мы пробовали подсчитать, и получается, что у меня за смену бывает от силы 10 минут свободного времени. Следовательно, я только эти десять минут и могу уделить своему ученику.

Свердловские ткачи ездили за опытом в Иваново и рассказывают, что там с увеличением количества станков «плотность» рабочего дня растет значительно медленнее. В Иванове берут не увеличением физической нагрузки, а рациональным расположением станков, улучшением качества сырья, механизацией, введением должности чистильщика и так далее. Ведь там, где производительность растет только за счет нагрузки, передовик перестает быть наставником.

На одном заводе Свердловска произошел такой случай. Два передовика перевыполнили план. У первого было 105 процентов, а у второго – 109. Но первый в том квартале имел трех учеников и всех подготовил к сдаче на разряд. Второй учеников не . имел. Кто победитель? Второй. У него больше процентов. Так и было решено. Совет наставников оспорил. В цехе, к неописуемому возмущению бухгалтерии, решили наставнику на каждого ученика «набросить» по четыре процента. В итоге 117 процентов. (Заметим, что там оплаты за наставничество не предусматривалось.) Изменили показатели – снова спор. Победили бухгалтерские инструкции, и наставник не стал первым. А ведь до того, как пришли к нему ученики, он выполнял план на 125 – 130 процентов. Ученики «отняли» у него около 25 процентов. Руководитель предприятия не решился «вернуть» проценты. Выписал премию – 70 рублей. Материально наставник выиграл: соперник получил меньше. Но дело не в деньгах. Человек хочет соревноваться, почувствовать вкус борьбы, иметь заслуженную моральную награду. Этого рублями не заменишь.

Можно приводить много примеров, когда ученик уменьшает личный показатель наставника. Можно вспомнить факты, когда уплотнение рабочего времени исключает человека из наставнической работы. Значит, наставничество тоже надо считать одним из производственных показателей.

Разорванная цепь

И последнее, о чем хочу поговорить, это о роли комитетов комсомола.

На отчетно-выборной конференции в Нижнем Тагиле один из делегатов сказал такие слова:

– Особая забота нашего комитета комсомола – подготовка молодых рабочих. Спрос с нас за учеников большой, но, увы, прямой связи мы с ними не имеем. Точнее, имеем, но только чисто по комсомольский работе. Во всем остальном мы к ученику имеем отношение только через посредника.

Среди наставников только 15 – 20 процентов комсомольцев. Легко понять почему. Жизненный опыт, умение работать с людьми приходят с годами. Не каждый к 25 – 28 годам достигает этого. Наставники – в основном люди преклонных лет. Имеет ли комитет комсомола с ними «прямую связь»?

Фактически нет. На «Уралмаше», правда, найден такой выход: ввели в состав совета наставников членов комитета комсомола. На многих других предприятиях этого нет. Темой подготовки молодых рабочих не занимаются и штабы «КП». А как же быть? Ведь, действительно, и совет наставников и сами наставники – вне сферы влияния комитета комсомола. Нет, не нужно пытаться «подменить» совет. Есть другие точки приложения сил. Возьмем для примера шефство комсомола над классами в школах и группами в училищах. На Свердловском машиностроительном заводе имени Калинина такое шефство ведется уже около пяти лет. Благодаря этому «оседаемость» молодежи здесь достигла 60 процентов. Это один из самых высоких показателей. Комитет комсомола взял на себя заботу о притоке молодежи на завод, совет наставников – о ее закреплении.

...Сегодня для разговора мы избрали только несколько составных частей проблемы. Но, думается, они имеют важное значение в становлении четкой системы воспитания молодых рабочих кадров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены