Воинственое племя

Д Заславский| опубликовано в номере №369-370, октябрь 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодые люди нашего времени знают, что труд - дело чести, доблести я славы. Это не прописная мораль в книге, не заповедь, но слова. Это жизнь.

Как можно не работать? Ведь работа - это и есть жизнь. Жизнь неотделима от труда. Вот почему у нас наибольшим почетом пользуются те, кто хорошо, творчески трудится. Труд соединился с мыслью, с решительной волей, с чувством новизны. Именно так родился стахановец. Для этого слова нет никакого перевода в словарях мира. Это - не только новое слово, но и новое явление. Это новый тип человека.

Человечество и раньше знало стремление сильной ЛИЧНОСТИ к развитию, к движению вперед, к открытию новых горизонтов. Маркс назвал Прометея самым благородным мучеником в святцах революции. Прометей проходит через всю историю человечества, и всегда это Прометей скованный, Прометей, осужденный на муки, Прометей, бессильный осуществить свои великие и пламенные замыслы... Человечество в течение веков могло только мечтать о Прометее освобожденном. Наша страна его освободила. Она вдохнула прометеевский дух дерзаний и творчества в молодежь нашего времени. Мы знаем, как воплотился этот дух в плеядах талантливых молодых советских изобретателей, конструкторов, ученых, писателей, артистов.

Все эти и многие другие особенности воспитания в новых условиях создали цельность нового характера. В душе молодого советского человека нет той раздвоенности, половинчатости, противоречивости, какая составляет в той или иной степени черту молодежи прежних поколений. Гамлет интересен нашему читателю я зрителю. Он понятен, сочувствие к нему может быть больше, чем, в других странах, но он человек с другой планеты. У нас нет Гамлетов. Но у нас не посмеются ни над Гамлетом, ни над Дон-Кихотом, так же как не посмеются над Печориным и Базаровым - молодыми людьми своего времени.

Советский молодой человек обладает цельностью и деловитостью. Он знает цену времени. Но он знает и цену идеи. Цельность, сила, здоровье во всем его внешнем и внутреннем облике - в его чувстве любви, в его отношении к искусству. Советский молодой человек жизнерадостен. Он оптимист. Это советская жизнерадостность, не от ограниченности, как у некоторой части буржуазной молодежи, а от сознания полноты жизни, от участия в творчестве этой жизни. Советский оптимизм коренится в ощущении развивающейся жизни. Это оптимизм большого исторического пространства с широкими горизонтами, оптимизм уверенности в себе, в своих силах, оптимизм строителей нового общества, законных обладателей будущего.

Все эти новые, волнующие чувства сливаются в одном - в чувстве родины. Советский молодой человек любит родину не только как место, где он родился, вырос, учился. Родина его создала, но и он создавал советскую родину, создавал в себе самом, в окружающих. Это горячая, сыновняя любовь.

Советская молодежь страстно любила свою родину в мирное время. Это была прекрасная любовь. Но она не была закалена в ненависти к врагу. Она была покойной любовью. Она не требовала от молодого человека его жизни и становилась привычкой. Война принесла с собой ненависть к врагу - такую ненависть, какая была незнакома советской молодежи, и/в этой ненависти любовь к советской родине стала не только сильнее - она приобрела особую нежность.

Немец, ворвавшийся в наш дом, хочет отнять у молодежи то, что составляет самую ее сущность - все: и гордость независимого человека, и славу свободного труда, и чистую любовь. Теперь советский молодой человек особенно понял, почувствовал, что представляет для него его родина - залог его жизни, колыбель грядущих поколений, сокровищница счастья.

Цветущие города, заводы, которые он строил, школы и университеты, в которых он учился, клубы, библиотеки - все это растоптал враг в захваченных районах. Он насилует гордых советских девушек, убивает матерей, детей. Ненависть, жгучая ненависть к врагу удесятеряет силы и укрепляет волю. И наша прекрасная молодежь все приобретенные ею черты характера, всю цельность души своей направляет на одно - на уничтожение врага. Она бьется за родину, за ее прошлое и будущее. Она ведет отечественную войну. Мир знает: это война за будущее человечества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

XXV Годовщина Великой Социалистической революции

Доклад председателя комитета государственной обороны И. В. Сталина