Война против бедных

Леонид Флорентьев| опубликовано в номере №1356, ноябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

К этому надо добавить, что, став президентом, Рональд Рейган вряд ли забыл своих старых друзей из «Дженерал электрик» и тем более земляков из калифорнийских корпораций по производству оружия.

Может показаться странным, но вполне состоятельные молодцы из окружения президента не прочь при случае подзаработать «по мелочам». Бывший помощник Рейгана по вопросам национальной безопасности Ричард Аллен, например, получил от одного японского журнала две пары ручных часов, а потом еще тысячу долларов за помощь в организации интервью с Нэнси Рейган. Не слишком большой бизнес. По всей очевидности, у г-на Аллена просто сработал сохранившийся с младенчества хватательный рефлекс...

Сколько «стоит» сам президент, затрудняется определить даже автор его биографии журналист Лу Кэннон: может, два миллиона долларов, а может, и все пять. В 1982 году его доходы, по официальным данным, составили 741253 доллара. Во всяком случае, денег у президента достаточно для того, чтобы забыть «вкус бедности» – хотя в ходе предвыборной кампании он охотно вспоминал, как бедствовала его семья во времена «великой депрессии» и как его отец потерял работу в канун рождественских праздников.

Как давно это было! Трудно поверить, но тогда же, в 30-х годах, Рональд Рейган был одним из руководителей левого, по американским понятиям, профсоюза актеров в Калифорнии. Однако по мере того, как крепло его бытие, неуклонно «правело» его сознание, пока экс-либерал не стал наконец убежденным адептом и покровителем американского консерватизма.

«Либерализм оказался обанкротившейся идеологией».

Р. Рейган, из предисловия к книге «Консервативное десятилетие»

Не случайно бастионами интеллектуальной поддержки президента высятся «мозговые тресты» отъявленного консерватизма, ставшие для нынешней администрации главным источником идей и кадров – такие, например, как Гуверовский институт по изучению вопросов войны, революции и мира. «Америкэн энтерпрайз инститьют», научно-исследовательская организация «Хэритедж фаундэйшн», Центр стратегических и международных исследований при Джорджтаунском университете. Их выученики плотным кольцом группируются вокруг президента – это все те же Ричард Аллен и Уильям Смит, и постоянный представитель США в ООН Джин Киркпатрик, и Мартин Андерсон, Марри Уайденбаум, Честер Крокер, Лоуренс Корб – советники, помощники, консультанты, внедрившиеся в госдепартамент, Пентагон, министерства и т.д.

История эволюции Рональда Рейгана «вправо» знала по меньшей мере один качественный скачок. Он пришелся на темную пору маккартизма. Нынешний президент в свое время с лихвой отдал дань тогдашней политической моде, внеся посильную лепту в разоблачение «подрывной коммунистической деятельности», короче, по всем правилам включился в печальной памяти «охоту на ведьм».

«Рейган и его последователи не шутят. Они четко дали понять, что намерены демонтировать всё, чего американцы добились за последние 50 лет в области либеральных реформ и демократических прав... Это убежденные враги самых элементарных прав человека».

Терри Кэннон, американский журналист

Похоже, замаскированным спиритам из окружения президента удалось добиться намеченной цели: призвать из небытия мрачный дух сенатора Джозефа Реймонда Маккарти. И в полночь, когда неверный колеблющийся огонек свечи пляшет на стенах Овального кабинета, означенный дух проводит спиритические брифинги, призрачной рукою направляя действия администрации.

Именно такое создается впечатление, ибо ни одна из предыдущих администраций не принималась с таким пылом за реконструкцию и модернизацию того механизма репрессий и травли инакомыслящих, который особо сильно громыхал во времена Маккарти.

Ренессанс охоты за ведьмами сопровождается созданием в конгрессе новых инквизиторских органов – вроде подкомиссии по безопасности и терроризму при сенатской юридической комиссии. И если лексикон охотников нынче изменился, пусть это никого не вводит в заблуждение, потому что ведьм они ищут там же, где и покойный сенатор. Подкомиссии дан наказ «расследовать пугающий рост числа террористических актов, обращая особое внимание на попытки некоторых иностранных держав подстрекать к актам террора, направленным против граждан и имущества США». Стоит ли говорить, что под «некоторыми иностранными государствами» идейные преемники Маккарти подразумевают СССР и другие социалистические страны?

Политические установки подкомиссии базируются на простых и четких предпосылках. Миссисипи впадает в Мексиканский залив, главные очаги мировой культуры – Голливуд и Кони-Айленд, а всякое инакомыслие в Соединенных Штатах есть результат дезинформации, распространяемой КГБ. У подкомиссии достойный председатель – сенатор-республиканец от штата Алабама Джеримайя Дентон, бывший летчик военно-морской авиации США, побывавший во вьетнамском плену. Он был избран в сенат в 1980 году и тогда же обессмертил свое имя призывом ввести смертную казнь за супружескую измену. Поговаривают (и не без оснований), что у Джеримайи «не все дома», зато он достоверно знает, где таятся враги Америки.

В большую цену вошли ярлыки с изображением всепроникающей «руки Москвы»: они практичны и универсальны, их можно приклеить организациям, выступающим за упрочение международной солидарности или за ядерное разоружение, а можно отдельным лицам, например, прогрессивным или даже просто либерально настроенным журналистам.

«РЕЙГАН, ТЫ НЕ К МЕСТУ ТУТ. ВОЗВРАЩАЙСЯ В ГОЛЛИВУД!»

Из лозунгов американских демонстрантов

Американцы не забывают о голливудском прошлом своего президента. Он сам не дает им об этом забыть.

Актер становится президентом, но президент остается актером. Президента обуревает неодолимая тяга к различного рода политическим шоу. Он уделяет пристальное внимание мимике и жесту. Принимая у себя в Овальном кабинете нового посла США в Италии, он не преминет, воздев руки к небу, воскликнуть: «Бон джорно!» А на ежегодном обеде в журналистском клубе «Гридайрон», облачившись в красный мексиканский шарф и белое сомбреро, президент, танцуя румбу, исполнит комические куплеты на злободневные внутри- и внешнеполитические темы.

А монологи, исполненные трагического пафоса, по поводу «империй и центров всемирного зла»...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Анонимный заказчик

Роман. Окончание. Начало в №№ 14 – 21.