Войди и удивись

Генрих Игитян| опубликовано в номере №1256, сентябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Галерея начиналась с небольшой выставки, в настоящее время ее фонды насчитывают 1000 000 экспонатов, среди них работы детишек из 60 стран мира. Здесь успешно проходили персональные, групповые, республиканские, всесоюзные, международные выставки. Большое количество рисунков армянских детей успешно экспонировалось во многих странах мира. Родились замечательные традиции: выставки выпускников с напутствиями в мир взрослого искусства, в училища, институты; праздник «Рисуют дети на асфальте» (ежегодно 20 мая) на площади Оперного театра.

Создание Музея детского творчества Армении способствовало выявлению новой творческой энергии среди молодежи, появились художники-педагоги, которые не ограничились обычными стандартизированными методами преподавания, не приводящими, как показала практика, к каким-либо ощутимым результатам. Профессия художника-педагога требует особого таланта, вкуса, такта, новаторских открытий, постоянных поисков новых форм и методов работы, применяющихся нередко индивидуально и, прежде всего с учетом возрастных особенностей детей. В этом смысле значительную роль сыграл талантливый коллектив изобразительного сектора Дома художественного воспитания детей города Еревана под художественным руководством Асмик Акопян. Чудо красоты – иначе не назовешь потрясающее по красоте и выразительности творчество их воспитанников.

Выпускники Ереванского художественно-театрального института Асмик Акопян, Эльза Акопян, Эрна Есаян, Эрна Манукян несколько лет практически разрабатывают проблемы эволюции детского творчества с особым акцентом на тот этап возрастного развития, который именуется переходным. Смысл их творческой, во многом экспериментальной педагогики сводится к реализации компактного синтеза интуиции с ремеслом, который явится связующим мостиком между детским и юношеским творчеством и послужит реальной базой для вступления в большое искусство. Перспективы детского творчества безграничны, формы и методы разнообразны, тогда как в основном все сводится к рисункам, выполненным фломастерами, карандашами, акварелью и гуашью.

Выставка декоративно-прикладного искусства учащихся Дома художественного воспитания, вторая по счету, опровергает этот несколько застывший догматический подход. Стены галереи украшены куклами, масками, аппликациями, вышивками, мозаикой из спичек, впервые выставлена и керамика. Последовательность и уверенность педагогов, умение привлечь детей к более сложным постановкам привели к новым замечательным результатам. Вторая выставка вновь подтвердила правильность выбранного пути. Акцент деятельности галереи на экспонирование декоративно-прикладных работ не случаен, причем эти выставки функционируют целый год и лучшие экспонаты входят в постоянные фонды. Это подчеркивает ту позицию, которую мы занимаем по отношению к традициям народных ремесел и их дальнейшему развитию. Таким образом, галерея не только стимулирует деятельность детей и педагогов, но и направляет их по определенному руслу.

Рассматривая прекрасную экспозицию Музея детского творчества, мы не можем с особой благодарностью не вспомнить имена художников-педагогов Эдуарда Харазяна, Сатеник Топузян, Аветика Акопяна, Вартана Айвазяна, Камо Тумасяна, Арусяк Паронян, Каре Мкртчяна и всех педагогов изобразительного сектора Дома художественного воспитания детей города Еревана.

Каждая очередная выставка выливается в праздник красоты, который посещают тысячи детей и взрослых из разных концов Советского Союза и многих зарубежных стран. Небольшое помещение на улице Абовяна, 13 буквально превратилось в место паломничества, вряд ли найдется хоть один гость нашей столицы, который обойдет Детскую картинную галерею: А сколько было скептиков даже среди весьма компетентных людей, которые относились с сомнением, недоумением:

«Музей детского творчества? Несерьезно, непедагогично, кому это нужно» и т. д. Сегодня вряд ли найдется человек, который бы выразил сомнение по поводу того, быть или не быть галерее. Только быть, и это прекрасно!

Дети рисуют во всем мире, везде рисуют хорошо, постоянно удивляя нас, взрослых, своими бесконечными открытиями, искренностью и удивительной фантазией. Мы же, взрослые, радуемся, восхищаемся и... нередко равнодушно отворачиваемся, забываем о том, что детское творчество – равноправная сфера искусства и что самое главное: дети – будущее страны, будущее ее культуры. К сожалению, об этом пока нередко забывают во многих странах мира. Практически взрослые, энергично эксплуатируя красоту, создаваемую детской интуицией, чаще всего ограничиваются восторгом.

Одной из проблем, стоящих перед детским творчеством, является необходимое сочетание интуиции с ремеслом. Первое может иметь дальнейшее развитие в широком смысле слова, лишь опираясь на ремесло. Приобретая навыки ремесла – прежде всего имеется в виду прикладное искусство, – ребенок и в дальнейшем будет продолжать свои поиски, нередко определяя свою будущую профессию. Часто детская фантазия заходит в тупик, ребенок, разочаровываясь в искусстве, перестает рисовать. Как правило, это происходит в переходном возрасте, когда мы, взрослые, продолжая свое нередко стандартизированное учение, «вытаскиваем» детей из мира сказок, фантастических видений и сажаем их перед скучным гипсом. В итоге рождается бесчисленное количество рисунков с гипса по всей огромной стране, теряется драгоценное ощущение красоты, что приводит к размножению одинаково мыслящих, ничем не отличающихся друг от друга людей, получивших художественное образование.

Разумеется, бывают счастливые исключения, но ведь нашей задачей является максимальное выявление богатейших возможностей, заложенных в каждом человеке. Широкая сеть студий по всей республике – недалекое будущее, суть их сводится к разнообразным формам работы с детьми и юношеством с учетом местных условий, традиций, возможностей, материалов. Почему-то считается, что произведение искусства можно создать только на холсте красками. Не является ли это одной из причин полнейшего отсутствия вкуса и культуры во многих оформлениях интерьеров, витрин, малых формах, экспозициях музеев. Ведь это дело не только архитекторов и дизайнеров, оно значительно шире. Возможно, у читателей возникнет вопрос: а какое это отношение имеет к эстетическому воспитанию, к детскому творчеству? Самое прямое, самое непосредственное.

1978 год принес детям и взрослым республики огромный подарок, без преувеличения, произошло историческое событие в жизни республики. По решению ЦК КП Армении и Совета Министров республики в столице создается большой комплекс эстетического воспитания детей и юношества, не имеющий аналогии в мировой практике. Мечта? Конечно. Но мечта вчерашнего дня, а сегодня реальность. Могли ли наши отцы и деды думать и мечтать в чудовищном 1915 году геноцида о том, что армянский народ создаст на своей возрожденной земле первый в мире Музей детского творчества!

Но это лишь начало. Нам предстоит огромная работа, в которой примут участие социологи, философы, искусствоведы, педагоги, художники, музыканты, архитекторы, режиссеры – люди самых различных профессий, объединенных единой целью – создать Республиканский центр эстетического воспитания детей и юношества. Пора, наконец, уточнить, что же это такое, ибо все новое заставляет проводить бессонные ночи за столом, вступать в жаркие дискуссии, продумывать тщательно все детали, взвешивать все возможные трудности и препятствия, словом, мыслить, мучиться, доказывать.

Представьте себе универсальный детский театр, где все делают сами дети (разумеется, здесь, как и во всем Центре, все будет происходить при активном участии и руководстве умных, талантливых взрослых). Сказка Андерсена и Туманяна, художественное слово, пантомима, «Ромео и Джульетта»... Представьте себе концертный зал, где поочередно выступают детский ансамбль старинной музыки, хор, этнографический ансамбль, камерный оркестр, эстрадный оркестр, проводятся утренники, посвященные Моцарту, Чайковскому, Комитасу, советским и зарубежным композиторам...

Представьте себе Музей детского творчества, расширивший свою экспозицию – с международным, всесоюзным, республиканским постоянно функционирующими отделами...

Представьте себе Детскую академию искусства с интернатом, в котором будут обучаться самые одаренные дети.

Детские картинные галереи со студиями уже создаются в Ахурянском районе, Ленинакане, Кировакане, Горисе... Нет ли в этой глобальной программе чего-то от героя Ильфа и Петрова с его идеей превращения провинциального городишка в Нью-Васюки? Скептики могут хором воскликнуть: вот именно! Но посудите сами.

В давние времена без преувеличения вся Армения занималась творчеством, до нас дошли многочисленные свидетельства высочайших образцов культуры: тысячи хачкаров (крест-камень), карпетов, ковров, Ювелирных и керамических изделий, всевозможной утвари, миниатюр, архитектурных сооружений, позволяющих называть Армению музеем под открытым небом. В основном все это быль создано не отдельными гениями, а гением народа.

Постановлением ЦК КПСС о народных промыслах своевременно поставлена перед народом задача восстановления лучших традиций и их дальнейшего развития.

Ведь мало гордиться прошлым, надо ему отвечать взаимностью, надо быть достойным прошлого. И начинать осуществление этой обширной программы следует именно путем эстетического воспитания детей и не только с помощью теоретической литературы, дающей ребенку информацию, но и конкретной практической деятельности, пробуждающей в каждом человеке желание создать красивую вещь, предмет искусства, украсить свой быт, свою родину.

Очень скоро при Республиканском центре эстетического воспитания детей и юношества начнет функционировать студия изобразительного искусства, особое значение здесь отводится декоративно-прикладному оформлению, приобретению навыков ремесла, отдельные секторы будут заниматься ковроткачеством, карпетом, гобеленом, керамикой, мозаикой из камня, резьбой по дереву, вышивкой. Открываются неограниченные возможности проявления способности детей. Совет творческой молодежи при ЦК ЛКСМ Армении, Министерство просвещения республики совместно со всеми творческими союзами отберут лучшие кадры в основном из молодежных секций творческих союзов. Естественно, во многом студия должна носить экспериментальный характер, так как, кроме общей подготовки по рисунку, живописи, теоретическим предметам, значительное место в программе займут не освоенные в детском творчестве виды искусства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены