Военная тайна. Размышления о природе героического

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1360, январь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Тимур Аркадьевич, мы говорим о природе героического, моральных, нравственных, социальных факторах, формирующих личность человека. Ваша офицерская молодость прошла в походах, среди подводников, военных моряков. Чему научила вас морская вахта, военный коллектив?

– Серьезный вопрос. Думаю, что прежде всего служба помогла развить чувство ответственности. Ты офицер, тебе вверено оружие техника, то есть боеспособность корабля. Ты командуешь людьми, то есть отвечаешь за их боевую подготовленность, политическую и моральную зрелость. А это посложнее, чем управлять самой хитроумной техникой.

И хотя принял меня коллектив хорошо, по-братски, я чувствовал поначалу некоторую неуверенность, что ли. Помог командир лодки Георгий Константинович Васильев, которому признателен и поныне. Советы этого великолепного знатока морского дела, умного, тактичного наставника помогли мне найти правильный тон взаимоотношений с подчиненными. Васильев по-человечески напоминал мне отца: прямодушен, искренен, влюблен в военную службу. Впрочем, все хорошие люди, наверное, похожи. Ну, а если говорить по большому счету, то море помогает ценить, беречь и понимать такие истинные человеческие ценности, как товарищество, достоинство, честь. Мир. Да, мир. Как одну из величайших ценностей.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что профессиональные военные ощущают состояние мира острее, чем гражданские люди. Видимо, потому, что стоят ближе к его пограничной черте, осознают его хрупкость. И, как профессионалы, они понимают, насколько сокрушительна накопленная человечеством военная мощь.

– А что вы вкладываете в понятие «профессиональный военный»?

– Профессиональный военный, как и любой другой человек, выбирает себе судьбу добровольно, согласуясь со своей совестью, жизненными принципами. Он знает, что военная служба в большей степени, чем какая-либо другая профессия, потребует от него подчинения приказу и долгу.

Люди, которые всю жизнь носят на плечах погоны, не создают материальных ценностей, но они обязаны в любую минуту суметь их защитить, применив для этого весь возможный арсенал знаний, боевых средств, проявив мужество. В этом их участие в созидательном труде. Профессиональный военный – это, на мой взгляд, человек, который на вопрос «Что ты делал всю жизнь?» может ответить себе: «Я всегда был готов с оружием в руках встать на защиту Родины». И это бы означало, что он прожил свою жизнь честно и достойно.

– Та система координат, которой вы меряете военных, с небольшими поправками применима и к представителям сугубо мирных профессий. Достоинство, гражданское мужество – качества, необходимые людям на любом посту. Иное дело, что фронт реализации мужества у людей гражданских и военных разный. Не так ли?

– Я бы не стал утверждать это столь категорично. Как это ни парадоксально, в бою быть храбрым легче, чем в обыденной жизни. Я имею в виду не сумму риска, а способность людей на действие. В экстремальных обстоятельствах человек мобилизует все свои внутренние ресурсы, концентрирует их в поступках. Сама ситуация диктует ему решение. Любая слабость в данном случае непростительна и слишком очевидна. Труднее быть всегда на высоте положения, когда вокруг не происходит ничего, казалось бы, страшного. К примеру, не побояться встать на собрании и высказать свое мнение, противоположное общепринятому. Или вдруг поверить человеку, от которого отвернулось большинство. Жизнь предлагает нам ежедневно подобного рода испытания. В большом и малом. Надо найти мужество не отступить от каких-то своих принципов, пусть даже это грозит неприятностями, создает определенные неудобства. Потому что тогда ты выиграешь в конечном итоге больше – веру в себя. Если этого не происходит раз, другой, третий, то незаметно для самого себя ты можешь постепенно исчерпать отпущенную тебе меру компромисса и оказаться по ту сторону порядочности. И обратного пути не будет. Вот это страшно.

Я, к примеру, горжусь дружбой со многими людьми, которые в главном никогда не поступались своими принципами и интересами дела за которое они отвечают. Пусть даже компромисс сулил им личный успех или какое-то подобие выигрыша. Таков глубоко мною уважаемый генерал Владимир Степанович Краев, которого я знаю много лет. Человек глубоко образованный, передовых взглядов, военачальник новой формации, он, когда это необходимо, идет на риск, увлекая за собой подчиненных. Краев терпеть не может двуличия, не боится признать перед подчиненными свою ошибку, предпочитает правду, какой бы она ни была. Он не будет ретушировать истинное состояние дел во вверенных ему войсках для того, чтобы получить высокую оценку инспекторов, выдавать желаемое за действительное. Потому что видит свое жизненное предназначение в повышении боеспособности войск.

Владимир Степанович Краев и вообще военные люди с его нравственными критериями напоминают мне Чубука. Помните, в «Школе» Аркадия Гайдара, в образе Чубука отец передал черты настоящего советского воина, преданного коммуниста, человека из народа, доброго, честного, исполненного достоинства. Если задуматься, без этих качеств вряд ли может состояться полководец высокого ранга. Ибо мужество и патриотизм Чубука, так же, как патриотизм Краева, тысяч современных советских солдат, офицеров и генералов, питают одни и те же корни – убежденность в правоте своего дела, глубоко осознанная гражданственность.

– Тимур Аркадьевич, в вашей судьбе счастливо соединяются биографии военного и журналиста. Видимо, это сочетание в какой-то мере определило точки ваших профессиональных интерасов в жизни. Как правило, они были самыми горячими на планете...

– Если вы имеете в виду Кубу, то да. Мне повезло, одним из первых среди правдистов попал на остров Свободы. 1961 год. На моих глазах рождалась новая, свободная Куба. Я ходил с патрулем милисиано по Гаване, записывал рассказы ветеранов Сьерра-Маэстры, ловил рыбу с рыбаками одного из первых государственных кооперативов на острове Пинос.

И был Плайя-Хирон. Первая встреча с Фиделем Кастро. Это произошло в одном из штабов революционных войск, разместившихся в конторе сахарного завода. Бой шел совсем близко. И я хотел видеть его своими глазами, видеть, как умеет сражаться, отстаивая свою Свободу и независимость, молодая Куба.

В штабе планировалась атака на поселок Плайя-Ларга, захваченный контрреволюционерами. Кастро отдал последние распоряжения командирам батальонов и склонился над картой. Я понимал, что отрывать его от дела неудобно, но дать разрешение быть корреспонденту советской газеты рядом с атакующими бойцами тогда мог только Фидель Кастро. Я обратился к нему. Фидель ответил не сразу, какое-то время думал, кивнул пусть едет.

Потом была ночная атака. Рядом со мной сражались и гибли за свою революцию кубинцы. Погиб и курсант Хиль Августо Морера, с которым я успел подружиться накануне боя. В кармане его рубашки нашли неотправленное письмо жене, Он писал в нем: «Знаешь, что такое родина? Родина – это не что иное, как ты, Мари, Элен Патрисио, я, нам подобные, то есть всякий достойный честный труженик, который не позволит, чтобы здесь, на Кубе, существовали эксплуататоры, бездельники, воры, латифундисты. Это родина. И, чтоб она была такой, нужно ее защищать, хоть и погибнет тот, кому суждено погибнуть... У нас дома на полке есть книга «Панфиловцы». Прочти сначала страницы 33 и 314, а потом и всю книжку...»

Почему эти теперь уже далекие события вспоминаются сейчас в деталях? Наверное, по аналогии с тем, что происходит сегодня: Плайя-Хирон, агрессия против Гренады, военные провокации в Никарагуа – звенья одной цепи, один и тот же почерк. Вооруженная попытка реставрации свергнутых революцией ненавистных режимов. Безнравственная, безнадежная попытка. Люди, взявшие в руки оружие, чтобы отстоять свое человеческое достоинство, свое право распоряжаться своей судьбой, его уже не сложат.

– Да. Тогда Куба. Не так давно Афганистан, верно, Тимур Аркадьевич? Прочел вашу книжку «Под афганским небом». По-доброму позавидовал вашей энергии, неуспокоенности. Ведь опять горячая точка. То, что вы рассказываете в своих афганских записках, по настроению напоминает происходившее двадцать лет назад на Кубе.

– Это естественно. На Кубе шла, а в Афганистане продолжается борьба. В поле зрения журналиста попадают люди, которые принимают активное участие в революционных преобразованиях, находятся на переднем крае этой борьбы. Они схожи между собой, схожи они и с героями Аркадия Гайдара, со всеми преданными своей Родине, мужественными и честными людьми. Счастье жить среди таких людей, работать с ними, быть среди них равными.

Аркадий Гайдар погиб в октябре 1941 года. И ему не довелось увидеть многого. Он не дописал книгу, которую начал в партизанском отряде. Не отпраздновал Победу, в которую свято верил. Не ощутил он и свою посмертную высокую и гордую славу. Не знал Гайдар и того, что Тимур из его книжки так широко шагнет в жизнь и что спустя десятки лет миллионы советских ребят, следуя гайдаровским наказам, будут учиться хранить военную тайну и любить Родину.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены