Вниз по Моломе

О Кобельков| опубликовано в номере №769, июнь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда вешние воды унесли в низовья рек последние льдины, с плотбищ леспромхозов потянулись караваны плотов, начался лесосплав... Миллионы кубометров ценного строительного материала доставят сплавщики на новостройки семилетки. Среди плотогонов тысячи юношей и девушек. Труд их нелегок, требует большого умения и, конечно, любви к делу. О трудовых буднях комсомольско - молодежной бригады, сплавляющей лес по реке Моломе, и рассказывает публикуемый фотоочерк.

На плотбище Бечевского лесоучастка мы прибыли вечером. Сплавщики засветло спешили закончить оснастку плота, устанавливали на нем управление. Руководил работами Геннадий Позолотин, с которым мы познакомились еще на рейде в низовьях Моломы, куда бригада недавно доставила очередной плот - 3 400 кубометров леса.

Геннадий встретил нас как старых знакомых, проводил на плот.

- Устраивайтесь, завтра на зорьке снимаемся с якоря, - сказал он.

Вскоре мы узнали, что Позолотин поведет наш плот в качестве лоцмана.

- Не хотел Геннадий браться, - говорил нам комсорг лесоучастка Виталий Комраков. - «Лоцманы, - говорит, - люди бывалые, с опытом, а мы, бригадиры, еще зеленые». Зарядил одно: «Не справлюсь». Хорошо, что ребята поддержали. «Не подведем», - говорят. Он и согласился...

Сам Виталий Комраков приехал на Бечевский участок радистом. Но в страдную пору лесосплава, когда особенно дороги бывают рабочие руки, он пришел на плотбище, чтобы помочь плотогонам, да так и остался здесь. Сейчас Виталию поручили возглавить бригаду сплавщиков...

Утром нас разбудила команда «Поднимай якорь I». Буксир вытянул плот на стремнину. Дрейф начался.

Красивы берега Моломы, покрытые в верховьях густыми лесами! Когда крутояры сменяются низинами, то далеко видна впереди играющая на солнце серебряная лента реки. Но весенняя погода переменчива, с востока потянулись хмурые тучки, закрыли небо, пошел дождь. Река петляет все чаще, все быстрее течение. Далеко слышен голос лоцмана: «На - метни справа!» - это значит смеряй глубину; «Левый!» - раздается команда, и стоящий на корме бросается к реям, плот делает крутой поворот и, не задев берега, скользит дальше, вниз.

На горизонте показались плоты. Вот уже ясно виден белый флаг. Это означало стоянку или аварию. Река здесь узка, не обойдешь, пришлось бросить якорь. Однако скорость движения плота не убавилась, кажется, вот-вот он обрушится на приближающийся заслон. Если тысячи тонн леса ударят по плотам, - катастрофа неизбежна. Медлить нельзя. Позолотин и Комраков принимают решение: зацепиться за берег. Двое смельчаков бросаются к лодке, берут стальной трос и спешат к берегу. Тросом опутывают две толстые ели. Скрежещут бревна под напором воды, плот замедляет ход...

- Наверняка будешь хорошим лоцманом, Геннадий Иванович, засмеялась плотогонщица Рая Паникаровских.

«Почему «будешь»? - подумал я. - Он и сейчас настоящий лоцман».

Наступила ночь. На рассвете всех нас разбудил оглушительный треск ломающихся бревен. Мы выскочили из палатки. На наш плот, стоявший у прикола, напирал сверху другой плот. Лоцман хотел, вероятно, пройти мимо, но не рассчитал, и поворот не удался, плоты зацепились краями. Потребовалось невероятное усилие обоих экипажей, чтобы оттянуть плот. При помощи лотов и рей наконец это удалось...

Наш плот вышел вскоре на половодье. Здесь требовалось особенное внимание. Берега залиты вешней водой, и только опытный глаз может определить основное русло реки. Отклонись от этого русла вправо или влево - окажешься на мели, упустишь дорогое время. На этом опасном промежутке пути к нам пришвартовался катер, и на плот сошел опытный лоцман. Катер взял нас на буксир, вся бригада стала к колесам управления. Река по-прежнему петляла, но молодые сплавщики действовали уверенно... Наконец последний поворот - теперь открывалась спокойная «дорога» до самого рейда.

Вот и небо прояснилось, луч солнца скользнул по верхушке мачты. На рейде стояли десятки плотов, совершивших далекий, трудный путь с верховьев Моломы.

Кировская область.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены