Вижу око!..

Ольга Петрова| опубликовано в номере №1481, февраль 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что такое иридодиагностика

Иридодиагностика — определение состояния организма по ирису, радужной оболочке глаза, — известна человечеству с глубокой древности. В пещерах Малой Азии найдены наскальные изображения радужки и ее связей с различными частями тела. В Индии, Китае еще три тысячи лет назад врачеватели анализировали мельчайшие изменения цвета глаз заболевшего человека. Этими знаниями владели и древние египтяне. Жрец фараона Тутанхамона Ель Акс был не только замечательным иридодиагностом своего времени, но и способствовал распространению метода из Египта в Вавилон, Тибет, Индокитай. Ель Акс описал иридодиагностику на двух папирусах, каждый из них длиной 50 и шириной 1,5 метра. Он умел «фотографировать» глаза с помощью пластин из цинка или никеля, покрытых серебристой жидкостью особого состава, — подносил такую пластину к лицу больного, держал ровно четыре минуты, затем смазывал ее еще раз специальным раствором и снова держал перед глазами 30 секунд. После химической обработки изображение на пластине становилось цветным. Яркие, четкие «снимки» радужной оболочки глаз Тутанхамона были найдены в его гробнице. Они говорят о том, что правитель Египта был чрезвычайно болезненным человеком. Распознать недуги своих пациентов по ирису пытались и лекари средневековья, но постепенно об этом методе стали забывать.

Заслуга возрождения иридодиагностики в XIX веке принадлежит доктору медицины из будапештского предместья Игнацу фон Пекцели. Однако только в наши дни, когда на помощь медицине пришли ЭВМ, телевидение, совершенная фотоаппаратура, оригинальный метод диагностики обрел «второе дыхание». Им заинтересовались в Англии, Франции, ФРГ, Японии, США, Канаде. Изданы десятки научных трудов, создана международная ассоциация иридологов, несколько лет назад в Чехословакии состоялась первая международная конференция. В СССР пионерами в этой области стали профессор Е. Вельховер и Ф. Ромашов. Отдел клинических исследований — небольшой научный центр, который Евгений Вельховер возглавляет в одном из столичных вузов, — уже приступил к практическому обследованию работников ЗИЛа, автозавода имени Ленинского комсомола и некоторых других предприятий. За помощью к иридодиагностам обратилось и московское «Динамо». Что же заинтересовало футболистов?

— Сегодня наши ученые уже могут довольно точно оценивать наследственный статус человека. То есть тот «запас прочности», жизнестойкости, который достался каждому из нас в наследство от предков, — объясняет Евгений Вельховер. — А от этого во многом зависит, сможет ли тот же спортсмен в перспективе добиться более высоких результатов. Да что спортсмены! Военные, полярники, шахтеры, водители, все те, чьи профессии нередко связаны с экстремальными условиями, — разве они не нуждаются в таком строго научном и в то же время довольно простом профессиональном отборе? Если, с точки зрения наследственности, ты «троечник» (оценка ведется по пятибалльной системе) — очень велика вероятность заболевания, срыва. Найди себе дело поспокойнее.

— А не забракуете ли вы таким образом какого-нибудь будущего Суворова? Ведь известно, что в детстве будущий фельдмаршал был болезненным ребенком...

— Я уверен: изначально крепкий человек при правильном образе жизни и соответствующих тренировках имеет больше шансов добиться серьезных успехов в работе, чем наследственно ослабленный. Так что каждому лучше выбирать дело по плечу. Кроме того, в нашем отделе разработана и другая программа: оценка сопротивляемости организма агрессии внешней среды, в том числе инфекции. Сами понимаете, такие знания могли бы очень помочь участковым и цеховым врачам в индивидуальной профилактике пациентов. В содружестве с конструкторами одного научно-производственного объединения мы создали уже два комплекса для компьютерной иридодиагностики, разрабатывается довольно компактный автоматизированный аппарат «Ира», который может использоваться в обычной поликлинике, небольшой больнице и даже врачами «скорой» для экспресс-оценки состояния больного.

В поиске — ученые Центрального института усовершенствования врачей, ЦНИИ гастроэнтерологии. Сотрудники латвийского Центра микрохирургии глаза создали банк цветных слайдов, где зафиксированы радужные оболочки глаз пациентов, у которых «барахлят» сердце, сосуды, желудок. В поиск включились также ученые Украины и некоторых областных центров Российской Федерации. Только что вышла в свет первая в нашей стране научная монография по иридодиагностике, где описаны новейшие из разработанных советскими учеными методики определения болезней. Пока что иридодиагностические тесты используются на практике довольно робко, для предварительных врачебных заключений. Осторожность Минздрава понятна. Однако один из авторов монографии, Е. Вельховер, считает, что достоверность иридоди-агностических методов даже выше, чем у новомодной компьютерной томографии… Например, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта рентген позволяет поставить точный диагноз лишь в каждом втором случае, а верность «указаний» ириса — 84 процента. Особенно ярко возможности иридодиагностики проявляются там, где, как говорят врачи, смазана клиническая картина заболевания: были случаи, когда человека укладывали в больницу с подозрением на инфаркт, а глаза «говорили» о язве, или готовили к операции, а радужка сигнализировала об опасности со стороны сердца. Более тонкие анализы подтвердили правоту иридодиагноста.

По интересному пути пошли сегодня в отделе медицинской ботаники Центрального республиканского ботанического сада АН УССР в содружестве с поликлиникой для ученых: здесь с помощью иридодиагностики контролируется эффективность фитотерапии — лечения травами — при язве желудка.

Как же объясняется удивительный факт, что на небольшой по площади радужной оболочке глаза «уместился» практически весь человек и что «картинка» состояния его организма на редкость точна? Некоторые советские ученые предлагают такой вариант ответа. В радужной оболочке есть особые клетки — хроматофоры, от которых зависит цвет глаз. Хроматофоры — биологически активные точки, через мозговые центры связанные с внутренними органами. В ответ на сигналы о Неблагополучии сосудов, сердца или желудка в них происходят изменения — теряется меланин, красящее вещество, и таким образом в радужке появляется светлый участок. Если болезнь переходит в хроническую стадию, картина меняется — пятно темнеет. Это своего рода защитная реакция: темное пятно не пропускает свет к участку мозга, ответственному за больной орган, охраняет его от дополнительного раздражения.

Евгений Вельховер отстаивает гипотезу о самой активной роли ириса в биоэнергетическом обмене между человеком и окружающей средой. По его словам, радужка — сложная светоулавливающая и светотрансформирующая система, включенная в цепочку «глаз — мозг — клетка», участвующая в процессе белкового обмена в нашем организме. Замечено, кстати, что у старых людей она в основном отражает различные спектры света, у подростков — поглощает. Не случайно детям рекомендуется чаще бывать на улице, на свету. Однако, по некоторым данным, и онкологические заболевания тоже стимулируются солнечным светом. Врачам и больным это надо учитывать.

Кто знает, какие еще секреты в ближайшем будущем откроет людям иридодиагностика, не подскажет ли она принципиально новых методов не только распознавания, но и лечения недугов?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Валютный синдром

Или рублевая несостоятельность

Анонимные алкоголики

В гостях у «Эй-Эй»