Весна-73

Надежда Железнова| опубликовано в номере №1099, март 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Общесоюзном Доме моделей, где с помощью искусствоведа Ирины Суминой и заместителя главного художественного руководителя Вячеслава Зайцева мы «подбираем» рациональный гардероб весны, художники живут уже в 1974 году: мода-74 получила путевку в жизнь несколько месяцев назад. Как всегда, она результат предложений художников 15 республик, 50 Домов моделей, десятков конструкторских бюро и экспериментальных моделирующих лабораторий.

— Значит, беседовать о весне 73-го года — все равно, что заглядывать во вчерашний день?

Ирина Сумина не согласна:

— Фактор неожиданности давно уже снят с повестки дня. Никаких резких поворотов в будущем году не случится в моде. Поэтому уже сегодня мы охотно выдаем секреты 74-го года. Тем более что художники и впрямь научились «воспитывать» моду и планировать ее развитие на два года вперед. Поэтому если этой весной мы рекомендуем носить и женственно-элегантные вещи и деловые, с элементами спортивности, то, поверьте, и будущей весной они не устареют. Дело в том, что сегодня после нескольких лет поисков, колебаний (вкусов... и длины юбок), метаний из стороны в сторону наступает, можно сказать...

— «Золотой век» моды?

— «Век» — сильно сказано, но стабилизация года на два наверняка. Демократичность моды — сегодня это не просто фраза: в нашем гардеробе на равных правах сосуществуют разные стили — спортивный, «классический» и романтический.

— На любой вкус и возраст?

— Конечно. И это разнообразие не случайно. Во-первых, художники желают утвердить индивидуальность образа. Во-вторых, многовариантность моды обеспечивают текстильщики: сегодня в продаже немало прекрасных шерстяных и шелковых крепов (это наиболее «благодарный» материал для новых предложений моды), шерстяных тканей с фактурной поверхностью, с рыхлой и зернистой фактурой, а также «сухих», жестких материалов типа сунна, габардина. Значительно обновилось и колористическое оформление материалов: весеннее пальто девушка может шить из гладкокрашеных, пестротканых материалов или с рисунком — в клетку, в полоску, в «елочку», из трикотажных полотен с рисунком. Ну, и, наконец, надо помнить, что мода (в этом ее постоянная особенность) часто обращается к истории, не копируя ушедшую моду, но трансформируя в сегодняшнем дне образ прошлых лет. Вот и сегодня мастера ищут новые решения приталенных, прямых, полуприлегающих силуэтов, опираясь на идеи 20-х и 40-х годов нашего вена. Характерный экскурс в прошлое! Ведь именно в это время удобство и практичность одежды ставили во главу угла.

— Значит, если можно так сказать, «комфортабельность» стоит на одном из первых мест?

— Да. И не случайно. Лет пять — семь назад демографы сообщали: «Мир молодеет». И мода откликнулась на требования ее молодых потребителей: девушка-подросток «заставила» и женщин старше тридцати носить короткие платья, спортивные ансамбли. А последние данные демографии говорят иное: наибольший процент населения во всем мире составляют 30 — 35-летние. Поэтому героиней моды два-три сезона назад стала «тридцатилетняя женщина». Это символический образ, означающий, что в стиле одежды главными стали простота, утилитарность, сдержанная элегантность...

— Как же это изменение модного образа влияет на моду молодых? (Этот вопрос я адресовала Славе Зайцеву, художнику, много сделавшему для создания самостоятельной молодежной моды).

— Молодым, — сказал Зайцев, — мы рекомендуем обновленные комплекты одежды: не просто брючные ансамбли (их предпочитают женщины старшего возраста), а комплекты легко варьирующихся блуз, туник, джемперов, жилетов с брюками... Всегда моден трикотаж. Он вне сезонной моды, потому что удобен и в будни и в праздники. Но «сегодняшний» трикотаж — маленькие облегающие кофточки, безрукавки, жилеты, джемперы — все стало более женственным, мягким. Не боясь тавтологии, скажу: более «трикотажным». Очень интересно работает Общесоюзный Дом моделей трикотажа, предлагающий на этот и на будущий год комплекты юбок с маленькими и большими джемперами в приглушенной, изысканной гамме бежевато-золотистых, сложных сине-серых и голубых тонов (наиболее интересны, на мой взгляд, пластичные женственные ансамбли художника Инны Рябининой). Трикотаж хорошо варьируется и с легкими блузами из шелка, батиста, майи. Интересно, что популярность брюк, прямых и расширенных книзу, нисколько не повредила позициям платья в молодежном гардеробе. Платья с мягким лифом и легким напуском из тканей креповых структур или шелка. Женственные платья с защипами, воланами. Спортивно-деловые платья с юбками косого кроя или в складку. Все это подчеркивает свободу, движение в одежде. Добавьте к этому большое разнообразие покроев рукава — рубашечный, цельнокроеный, «кимоно», с низкой проймой, «фонарик», крылышки», — и вы согласитесь: мода дает каждому шанс проявить свой вкус!

— А каким должно быть демисезонное пальто этой весной?

— Мода предлагает и здесь многовариантность: рядом с пальто спортивного стиля (приталенного или полуприлегающего силуэта) из «сухих» тканей, с прострочкой по четкому контуру деталей — новые пальто — «палатки», «трапеции» — более объемные, с расширением от кокетки, с новой формой низко вшитого рукава, тоже объемного, на узком, длинном манжете. Но эти новшества, подчеркиваю, мы рекомендуем только молодым, высоким и стройным девушкам. Молодежь быстрее и охотнее всех воспринимает такие новинки, как смешанный тип пальто-плаща из водоотталкивающих и синтетических тканей на утепленной подкладке, пальто из искусственной замши или заменителей кожи, весенние ансамбли из замшеподобного спилка, с которым сейчас начинают работать предприятия Грузии и Молдавии. В весенней моде особое внимание деталям, которые одновременно и функциональны и декоративны: воротники апаш, стойки, воротники с укрупненными лацканами овальной и заостренной формы; пояса — на пряжке или завязывающиеся, из ткани, кожи, замши, с бахромой и аппликациями… Несколько слов о дополнениях. Одежда этой весной настолько выразительна по линиям, новизне идей, цвету, что дополнения костюма сдержанные:

— обувь конструкции лодочка на устойчивом прямом каблуке, обувь на шнуровке, на металлических пряжках;

— маленькие шапочки типа «панама» или объемные картузы, беретообразные шляпки;

— удобные мягкие сумки на ремне такой длины, что их можно носить и на плече и в руках.

Сегодня, когда после нескольких лет экспериментов в лаборатории моды («мини», «макси», «миди» — каждый мог «попробовать» для себя новый стиль) мы пришли к сдержанной элегантности, когда, по существу, найден образ, отвечающий и требованиям времени и его ритму, и условиям нашей жизни, — очень важно помочь молодым людям раскрыть свою индивидуальность, не боясь при этом отстать от моды на полшага, не стремясь ее «обогнать».

— Как же помочь «потребителю» моды стать ее соавтором? Ведь это справедливо: лишь к тридцати мы обретаем свой стиль одежды и поведения. Неужели двадцатилетним идти путем экспериментов и ошибок, порой смехотворных, как, например, у «хиппи»?

— Нет, конечно. Молодежи нужны эстетические ориентиры: на страницах своего молодежного журнала мод, на лекциях искусствоведа, на встречах с модельерами — в заводском цехе, в Доме моделей. И еще. Например, в Польше существуют магазины молодежной моды — своеобразные клубы хорошего вкуса. В Будапеште есть центр моды — улица, состоящая сплошь из магазинов и витрин, демонстрирующих перспективу модного направления. Необходимость такого центра в Москве ощущаем и мы, художники. Например, ателье на Кузнецком мосту могло бы стать молодежным магазином-клубом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Лишь древо жизни»…

С лауреатом Ленинской премии доктором геолого-минералогических наук Иваном Ивановичем Нестеровым беседует специальный корреспондент «Смены» Святослав Рыбас