Веселые ребята

Мих Долгополов| опубликовано в номере №257, май 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Жизнь хороша, и жить хорошо!» Эти слова В. Маяковского как нельзя лучше характеризуют оптимистическое я бодрое отношение трудящихся Страны советов к жизни. Уже давно зрители требуют от кино создания таких фильмов, которые в веселой и занимательной форме отражали бы их жизнерадостность, давал» бы зрителю зарядку веселья и смеха.

Однако наши киномастера оставались равнодушными к этим требованиям массового зрителя, совершенно не уделяя внимания работе и поискам в области комедийного жанра. В пылу своих ожесточенных споров «о смехе и проблеме смешного в кино» они, видимо, забыли о том, что посетителям советских кинотеатров не станет веселее от отсутствия комедий на экранах.

Поэтому, когда молодой талантливый кинорежиссер Г. В. Александров около года назад начинал свою работу над звуковой «Джазкомедией», его также вовлекли в водоворот киноспоров и дискуссий.

Долго шли споры о «Джазкомедии», о том, что она «не разрешает проблемы советского смеха, что она лишь суммирует достижения буржуазной, в частности американской комедии», и т. п. Режиссер ездил с одного кинособрания на другое, прислушивался, отвечал, возражал.

Вероятно, этот спор продолжался бы еще и по сей день, и сейчас вместо озвучивания уже законченной вещи Г. В. Александров все еще давал бы различные пояснения. Но обе стороны утомились от дискуссий, и группа, наконец, получила возможность про - изводить съемки.

И действительно, «Джазкомедия» не претендует ни на какие новые откровения: это комедия положений, целиком построенная на советском материале, в условиях советской действительности. Ее цель - вызвать здоровый смех. Строится она в органическом сочетании с простой и доходчивой музыкой, пронизана мелодичными жизнерадостными, легко запоминающимися песенками, которые, несомненно, подхватят зрители.

Действие в картине происходит то на животноводческой ферме, то на пляже в Гаграх, то на улицах Москвы, в Мюзик - холле, в Большом театре. В основу сюжета взята незатейливая история пастуха Кости Потехи - на, который после ряда веселых приключений становится известном дирижером. Параллельно комедия рассказывает о домработнице Анюте, любящей Костю; Анюта меняет свою профессию на профессию артистки.

По ходу развития действия его герои попадают в комедийные положения, в него вводятся музыкальные аттракционы и эксцентрические номера.

Таким образом без всяких «выкрутасов», в понятной, веселой и легкой форме режиссер картины стремится показать, что в условиях напряженной работы, в которых ведется социалистическое строительство, живется весело и бодро. И бодрость и веселость - основные настроения, которые должна дать «Джазкомедия». Эта картина является своеобразным «киноревю», обозрением.

Г. В. Александров в бытность свою в Америке с С. М. Эйзенштейном много видел и изучал новейшие технические достижения американского кино. И в своей работе над «Джаз - комедией» он впервые в Советском союзе применил некоторые из этих интереснейших нововведений: транспарантную и комбинированную с емки. Не выезжая из павильона фабрики, Г. В. Александров и его оператор В. Нильсен снимают любые сцены: на пляже в Гаграх, ночные эпизоды при луне, людные московские площади, сцену и зал Большого театра, несуществующий огромный мюзик - холл и многие другие требующиеся по ходу действия эпизоды.

Все это достигалось применением метода транспарантной съемки. Сущность его заключается в том, что на готовый кусок фильма с ранее снятым определенным сюжетным фоном (море, горы, поле, улица, зрительный зал) можно доснять любых действующих лиц и животных, нужные декорации и трюковые моменты.

Сама техника транспарантной съемки в общем несложна. Готовый кусок позитива с нужным фоном окрашивается в красный цвет по особой рецептуре. Окрашенный позитив заряжается в съемочный аппарат вместе с негативной пленкой. В павильоне, где производится съемка, устанавливается большой синий экран, который освещается тоже красным светом. Между синим фоном и киноаппаратом помещается объект, который нужно заснять.

Этот объект (актер, декорация) дает самостоятельное изображение на негативе, так как красные лучи свободно проникают через позитив, окрашенный в красный цвет. Все окружение объекта, имеющееся уже на позитиве (горы, море, улица и т. д.), попадая на фон синего экрана, также дает негативное изображение, совмещенное с объектом.

Транспарантная съемка дает огромную экономию: сокращает расходы на постройку сложных декораций, уничтожает необходимость посылки дорогостоящих экспедиций на юг, на север, в горы и т. п. Актер может быть снят в горах Памира, во льдах Арктики, в раскаленных песках Кара - Кума, на крыше сорокаэтажного небоскреба - словом, всюду, где этого потребует замысел сценариста и режиссера.

Такой способ съемки особенно незаменим при производстве трюковых и фантастических картин.

... Человек, спасаясь от преследований злодеев, бежит по карнизу небоскреба, каждый миг рискуя сорваться и полететь на мостовую. Внизу видна улица с проезжающими по ней автомобилями, толпой равнодушной публики, спешащей по своим делам...

... Зрители с замиранием сердца следят за всеми приключениями смельчака и, наконец, спокойно вздыхают, когда он с ловкостью обезьяны по телеграфной проволоке перебирается на противоположный дом...

Эти и тысячи им подобных трюков в американских фильмах, щекочущих нервы зрителей, спокойно снимаются в павильонах кинофабрики по методу транспарантной съемки без всякого риска для жизни актера.

По ходу действия «Джазкомедии» таким же способом снимались эпизоды у Большого театра и на его сцене, где якобы выступали участники фильма - музыканты «веселые факельщики». А на самом деле оператор брал пленку с видом Большого театра, затем кусок из хроники с его зрительным залом и поснимал на них все необходимые по сюжету моменты.

Или, например, для картины требовалось снять проезд ночью, под проливным дождем, бешено мчащегося похоронного катафалка. Технически это сделать почти невозможно, даже если вывезти на улицу огромное количество осветительной аппаратуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены