Верхом на торпеде

Дмитрий Новиков| опубликовано в номере №1059, июль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

В конце 1935 года два инженера-механика итальянского военно-морского флота, Тезеи и Тоска, сконструировали человекоуправляемую торпеду: шесть метров в длину и около полуметра в диаметре, два гребных винта вращались с помощью электромотора. Верхом на торпеде сидели двое: впереди – водитель (перед ним находилась приборная доска с часами, компасом, амперметром и манометром), сзади – водолаз. Оба были одеты в водонепроницаемые резиновые комбинезоны, за спиной – баллоны с кислородом. Управляемая торпеда могла находиться под водой около шести часов, идти со скоростью до трех узлов и погружаться на глубину до сорока метров.

В разгар боевых действий в Эфиопии генеральный штаб итальянского военно-морского флота решил создать отряд водителей управляемых торпед, который впоследствии превратили в специальную флотилию.

В июне 1940 года фашистская Италия вступила в войну против Англии и Франции на стороне нацистской Германии. Итальянское командование тотчас вспомнило об изобретении Тезеи и Тоски.

В августе 1940-го итальянская разведка сообщила, что в порту Александрия стоят два английских линкора и авианосец. По приказу штаба итальянских ВМС подводная лодка «Ириде» – носитель человеко-торпед – должна была подойти к Александрии.

Утром 21 августа лодка встретилась с миноносцем «Калипсо». В это же время с лодки заметили три английских самолета-торпедоносца. Командир лодки решил сманеврировать и пулеметным огнем отогнать самолеты. Но силы были не равны: два самолета огнем своих пушек уничтожили орудийный расчет, третий сбросил торпеду, которая пробила правый борт в носовой части подводной лодки и взорвалась в кают-компании. «Ириде» немедленно затонула...

21 сентября 1940 года подводная лодка «Гон-дар» с тремя управляемыми торпедами на борту вторично попыталась доставить свой груз в Александрию. Восемь дней перехода закончились благополучно, но вблизи базы командир получил приказ вернуться: английские корабли, по данным разведки, покинули базу. Здесь лодку обнаружили военные корабли англичан; двенадцать часов они сбрасывали глубинные бомбы. «Гондар» теряет устойчивость и все меньше слушается рулей. Наконец она начинает погружаться все глубже и глубже. Используя аварийную продувку цистерн, командир сумел задержать погружение. Сначала очень медленно, потом все быстрее и быстрее «Гондар» поднимается из глубины и, как воздушный пузырь, выскакивает на поверхность. Команда быстро покидает лодку. Люки ее открыты, и вскоре она погружается – теперь уже навсегда.

Примерно в то же время еще один носитель человеко-торпед – подводная лодка «Шире» вышла в район Гибралтара, однако на подходе к проливу ее отозвали. В конце октября «Шире» снова покинула свою базу и благополучно подошла к Гибралтару. От входа в порт ее отделяли четыре мили. Шесть человек в защитных резиновых костюмах занялись осмотром трех управляемых торпед: две из них вскоре затонули из-за технической неисправности, третья торпеда достигла молов в северной части английской военно-морской базы и тут же пошла ко дну под самым боком линкора «Бархэм».

В мае 1941 года «Шире» снова идет к бухте Альхесирас – здесь она спустила на воду три управляемые торпеды. Но и на этот раз все они мгновенно затонули...

В сентябре «Шире» в четвертый раз проскальзывает в Гибралтарскую бухту. Опять извлекаются. из цилиндров три торпеды, экипажи по двое усаживаются на них и на малой скорости направляются к порту. Одна из торпед идет у самой поверхности – вода скрывает членов экипажа только до пояса. Она благополучно минует английские сторожевые катера, которые патрулируют на рейде и у входа в порт и периодически сбрасывают для предосторожности глубинные бомбы. Затем погружается и осторожно подходит к входу в порт – нужно проверить, есть ли там сетевое заграждение. Сеть оказывается противолодочной – с большими ячейками, и торпеда без труда проходит сквозь нее. На фоне ночного неба экипаж видит длинный силуэт большого транспорта. В полной темноте торпеда медленно идет к кораблю, пока не упирается в его борт. Водитель погружается, нащупывает боковые кили и прикрепляет к нему боевую головку торпеды. Взведен механизм взрывателя – и скорее назад!

Торпеда, оставив заряд, проскакивает противолодочную сеть и благополучно проходит к берегу. Вся операция заняла около пяти часов. На рассвете пловцы услышали сильные взрывы: на дно пошли два крупных танкера и груженный боеприпасами транспорт англичан...

В декабре 1941 года «Шире» вновь попробовала прорваться в Александрию. Экипаж одной из торпед подошел к борту линейного корабля «Вэлиент», опустился под его киль (он почти доставал до илистого дна) и поставил под него боевой заряд. Когда диверсанты всплыли, их сейчас же заметили с борта линкора. Допрос ничего не дал, хотя англичанам было ясно, кто перед ними. В четыре часа утра взрыв потряс корпус «Вэлиента», а еще через два часа он осел на дно. Вслед за ним взорвался второй линейный корабль – «Куин Элизабет». Затем затонул большой танкер...

В 1942 году человекоуправляемые торпеды появились у англичан и японцев. В принципе они мало отличались от итальянских, но тактика их применения была иной...

В октябре 1942 года англичанам стало известно, что в одном из фьордов Норвегии, недалеко от Тронхейма, всего в каких-нибудь 450 милях от Шетландских островов, стоит на якоре линейный корабль «Тирпиц» – гордость нацистского флота.

План состоял в следующем. Небольшое рыболовное судно «Артур» тащит на буксире две торпеды. Команду рыбаков снабжают фальшивыми норвежскими паспортами; на судне находится груз, якобы предназначенный для доставки в Тронхейм.

26 октября 1942 года «Артур» покинул Шетландские острова и пошел к норвежским берегам. Утром 29 октября корабль вошел в пролив Тронхеймследен, где немцы установили свой контрольный пост. Англичане знали об этом и не сомневались, что предстоит проверка судовых документов и паспортов, а возможно, и осмотр судна. Поэтому они заранее спустили торпеды и спрятали их под килем судна. Действительно, немецкий катер подверг судно осмотру: больше часа контролер тщательно проверял судовые документы и паспорта членов экипажа. Но все обошлось благополучно.

Было решено минировать «Тирпиц» ближайшей ночью. В этот день в Тронхейме-фьорде разразился шторм, и рыболовное суденышко, двигатель которого причинял много беспокойства механику, вошло в бухту. Здесь рыбаки обнаружили, что управляемых торпед под судном нет. По-видимому, торпеды сорвались с креплений и остались где-то позади, на дне моря. В это время «Артур» находился всего в пятнадцати милях от «Тирпица»...

29 декабря 1942 года английские подводные лодки «Тандерболт» и «Трупер» двинулись к

итальянскому порту Палермо, где, по данным разведки, стоял легкий крейсер «Ульпио Трайяно», незадолго до этого вступивший в строй боевых кораблей итальянского военно-морского флота. Ночью 3 января «Тандерболт» и «Трупер» осторожно всплыли в трех милях от порта и спустили по две управляемых торпеды.

К трем часам ночи экипажи преодолели наконец второе сетевое заграждение и оказались носом к носу с крейсером. Водитель погрузил торпеду и с помощью магнитов прикрепил к днищу зарядное отделение торпеды, в котором находилось около 300 килограммов взрывчатки. На обратном пути экипаж обнаружил еще три итальянских миноносца и транспорт, которые так же были минированы небольшими зарядами. На рассвете моряки услышали мощный взрыв – это подорвался «Ульпио Трайяно»...

Управляемые торпеды были не единственным средством в арсенале английских ВМС. Командование флота внимательно изучало и другие средства подводной борьбы, а именно сверхмалые подводные лодки. Первую такую лодку англичане спустили в марте 1942 года. Вот данные лодки: водоизмещение – около 30 тонн, длина – 16 метров, диаметр – два.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Только начало

Две незаконченные баскетбольные истории с предполагаемым счастливым концом