Венгерский пейзаж под аккомпанемент великого Петефи

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1149, апрель 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Есть одна святая в мире –

Лишь пред ней с любовью

Нам клинками рыть могилы,

Истекать нам кровью.

Другое мое путешествие в Венгрию совершилось через год: друзья мои, переводчица советской литературы Пирошка Торок и муж ее, инженер Георгий Редей, пригласили в гости.

Это была удивительная поездка, мы много бродили по Будапешту, и любовь моя к этому чудному городу укрепилась благодаря стараниям друзей.

Мы особенно любили предвечерние прогулки.

Солнце падало к земле, тени сгущались, дома, вобравшие в себя солнечный жар, отдавали тепло, словно печи, Дунай бронзовел от закатных красок, потом наступал сумрак, и в нем Будапешт виделся по-иному. Вспыхивали подсветки старинных зданий на будайском берегу, освещая древнюю крепость, собор. Крепость как бы повисла в пространстве между небом и дунайской водой. А мосты!.. Навек запомню цепной мост хотя бы только потому, что друг мой Георгий с детства верил в бабушкину сказку, будто мост этот на ночь уползает в стену высокого будайского берега...

Город этот прекрасен, слов нет, но путь наш лежал дальше, в область Баранья, центром которой является древний город Печ, а точнее, южнее еще, в местечко Харкань близ Шиклоша, где на целебных горячих источниках построен дом отдыха строителей. Там предстояло провести две недели.

Машина неслась по великолепной автостраде, и снова я думал о спутнике сердца Петефи...

Степная даль в пшенице золотой,

Где марево колдует в летний зной

Игрой туманных, призрачных картин!

Вглядись в меня! Узнала? Я твой сын!..

О, где еще земля так хороша?

Здесь мать кормила грудью малыша.

И только на родимой стороне

Смеется, словно сыну, солнце мне.

Это было дивное путешествие.

Неожиданно, без всякой подготовки, из-за какого-нибудь холма машина вдруг врывалась в пшеничные поля. Они стояли по обе стороны, такие же, как дома, налитые зерном, густые, ленивые. Тарахтел комбайн, пуская колечки дыма, а небо было белесо-голубым и душным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены