Великое творение

опубликовано в номере №333, сентябрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Крестный ход в Курской губернии» - одно из самых совершенных произведений И. Е. Репина и по жизненности изображенных лиц и по живописным достоинствам.

Художник задумал картину в 1837 году. Тогда же он начал собирать материал, зарисовывать персонажи и сделал даже первый эскиз. Но потом эскиз этот был заброшен, и вплотную работать над картиной Репин начал лишь в 1881 году. На этот раз с настоящим жаром, со всей репинской страстью.

«В начале июня съезжу в Курск, в его окрестностях крестный ход будет знаменитый, посмотрю и сделаю заметки для своей картины», - писал он 20 мая 1881 года. Вплоть до весны 1883 года работает художник над «Крестным ходом».

В этой картине Репин создал потрясающую галерею русской провинциальной и крестьянской жизни своего времени. «Здесь собрана воедино такая панорама типов и характеров, как ни в одной другой бытовой картине русской живописи», - пишет И. Э. Грабарь. Недаром появление картины на XI передвижной выставке в 1883 году произвело впечатление разорвавшейся бомбы. И если передовые люди того времени приветствовали творение Репина как острейшую характеристику убогой русской деревни, то черносотенная печать встретила картину в штыки. Против ее сурового реализма ополчились все борзописцы. Они находили в ней «тенденциозность, достойную сожаления», «более чем странный подбор нарочито уродливых, зверских и идиотических типов». В действительности же картина Репина насыщена огромным социальным содержанием, которое с этого времени делается основным в его творчестве.

На огромном полотне (размером в 1 метр 75 сантиметров X 2 метра 80 сантиметров) И. Е. Репин изобразил религиозную процессию в жаркий летний день. Горячее солнце, сияющее лазурное небо, пестрота толпы, сияние икон, хоругвей и риз переданы художником с предельной красочностью. Многоликая людская лавина движется то раскаленной песчаной дороге, поднимая за собой целое облако пыли. Каждый персонаж охарактеризован Репиным настолько индивидуально, что о любом можно написать целый очерк.

Ha переднем плане картины группа мужиков, несущих тяжелый золоченый фонарь. «У них всех лица важные, серьезные, полные достоинства», - пишет В. В. Стасов. Улыбку вызывают две богомолки, бережно несущие пустой футляр от иконы. Прекрасно написана группа певчих, надолго запоминаются их сосредоточенные лица. Прекрасно изображена художником фигура дьякона, изнывающего в пышном облачении под лучами палящего солнца.

Но центр всего, как правильно замечает В. В. Стасов, «это сам «чудотворный образ», небольшой, но весь в золоте, и с ударившим в него лучом солнца, который несет с великим парадом и чванностью местная аристократка, купчиха или помещица, толстая, коренастая, упаренная солнцем, щурящаяся от него, но вся в бантах и шелках. Ее ассистент - местное самое влиятельное лицо, откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок, уже в немецком сюртуке, но явно из мужиков, грубый, нахальный, беспардонный кулак. Подле - отставной капитан или майор без эполет, но в форменном сюртуке; сзади попы в золотых ризах, блещущих на солнце, в фиолетовых скуфейках и камилавках, весело беседующие друг с другом...» Певчие «поют, и так прилежно, что не слышат и не видят, что в двух шагах подле делается. А там лихой урядник, конечно, из солдат, из конницы, порядочно понаторелый, тоже прилежно занимается своим делом: он яростно лупит нагайкой толпу, задрав судорожным движением левой руки голову лошади своей, и это все без нужды, без цели, просто так, по усердию. В толпе раздаются крики, головы и тела расшатнулись во все стороны, чья - то рука в розовом рукаве сарафана поднялась поверх толпы, как бы торопясь защититься от этого зверя. Другой урядник, в левом углу картины, действует гораздо скромнее: он только грозит нагайкой, свесясь к толпе со своей лошади. Местные волостные власти тоже являются в двух видах: одни, самые ревностные, уже перешли к действию, толкают и гонят вокруг себя палками, но их немного; а остальные, которых очень много, куда ни посмотри вокруг, направо, налево, впереди и сзади, пешком и верхом - сущее войско в кафтанах крестьянских, и все с бляхами...»

Слева на картине деревенская беднота. Запоминаются две паломницы с посохами и горбун (кстати, это один из самых любимых образов Репина в этой картине); их лица - как бы символы тогдашней деревни, которую в течение многих веков заставляли верить, что разные «чудотворные» иконы принесут исцеление от страданий и нужды.

«Крестный ход в Курской губернии» окончательно установил за Репиным репутацию первого художника России», - пишет И. Э. Грабарь в своей монографии о И. Е. Репине.

В 1883 году картина была приобретена П. М. Третьяковым. «Крестный ход в Курской губернии» является украшением репинского зала Государственной Третьяковской галереи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены