Великий революционер

К Соловьева| опубликовано в номере №564, ноябрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодые годы Фридриха Энгельса

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в небольшом немецком городе Бармене в семье фабриканта, где царил ханжеский, религиозный дух. Отец хотел воспитать из сына добропорядочного буржуа. Но он натолкнулся на упорное сопротивление мальчика с его разносторонне развивающимся пытливым умом, жаждавшего самостоятельно разобраться во всех явлениях жизни, отвергавшего те фальшивые объяснения, которые давались в семье.

В годы учения в эльберфельдской гимназии (1834 - 1837), куда Энгельс поступил после окончания барменского городского училища, он проявил исключительные способности и громадный интерес к наукам, в особенности к истории и литературе, искусству, изучению языков. Вместе с тем это был весёлый, жизнерадостный, физически крепкий и подвижной юноша. Фридрих с увлечением занимался верховой ездой, фехтованием, плаванием. Любовь к спорту, к физическим упражнениям сохранилась у Энгельса на всю жизнь.

В 1837 году по настоянию отца Энгельс был вынужден прервать учёбу. Он стал заниматься ненавистной ему торговлей в конторе отца, а затем был приказчиком в Бремене. Но и в это время Энгельс продолжает работать над своим научным и политическим образованием. Он читает массу книг, изучает языки, пишет стихи, сочиняет небольшие драматические и музыкальные произведения. Его необыкновенные лингвистические способности, проявившиеся ещё в гимназии, получают своё дальнейшее развитие. Он сообщает своей сестре Марии, что может разговаривать на 25 языках. Он писал письма на 6 иностранных языках: английском, итальянском, испанском, португальском, французском и голландском. Знание языков, постоянное совершенствование этих знаний впоследствии, когда Энгельс стал признанным вождём пролетариата, необычайно пригодилось ему в сношениях с руководителями рабочего движения я разных странах. Изучил он и русский язык.

Молодой Энгельс не просто накапливает получаемые из книг знания. Он осмысливает всё то, чему его учили в детстве, и приходит к собственным выводам. В письме к Греберу 19 - летний Энгельс пишет: «...теперь я готов считать божественным лишь то учение, которое может выдержать критику разума». Это уже не просто сомнения, а убеждение в том, что «вера оказывается продырявленной, как губка».

Напряжённая умственная работа не мешала Энгельсу самым внимательным образом наблюдать окружающую жизнь. Энгельс потрясён картинами страшной нищеты и бедственного положения рабочих текстильных фабрик. Свои впечатления Энгельс описал в «Письмах из Вупперталя», напечатанных в 1839 году. Жестоко обличает он и безобразное хозяйничанье владельцев фабрик, создавших для ткачей невыносимые условия труда и быта.

Через наблюдение действительной жизни подходит Энгельс, в частности, к пониманию социальных корней религии. Размышляя о сущности и происхождении религии, Энгельс углубляется в изучение вопросов философии, знакомится с взглядами Гегеля. Его не удовлетворяет в изучаемой им философии особенно её недейственный, оторванный от жизни характер.

Всей душой молодой Энгельс стремится к деятельности, к живому, практическому делу. «Мы хотим вырваться на простор свободного мира, мы хотим забыть о благоразумии и бороться за венец жизни - подвиг», - писал Энгельс.

Подвиг же он видит в «политической практике» - в борьбе с существующими реакционными порядками.

Ещё в гимназические годы Энгельс возненавидел реакционный режим прусской монархии. Уже в то время он высказывал мысль, что только народ способен уничтожить старый строй и создать новый. Он называет народ, плебеев, лучшим из всего того, что есть в государстве. «Прекраснейшим проявлением народной воли» называет он июльскую революцию 1830 года во Франции. Этот истинный демократизм Энгельса, его глубокая вера в народ резко отличали его от так называемых «левогегельянцев», не веривших в революционные силы народа.

Энгельс не сразу стал материалистом в философии и социалистом в своих взглядах на развитие общества. Но он быстро шёл в своём развитии - благодаря упорной работе мысли и активному участию в политической борьбе - к материалистическим воззрениям, к научному социализму. Социалистом, как отмечал В. И. Ленин, Энгельс стал только в Англии, куда он отправился в 1842 году.

Англия 40 - х годов XIX века была уже страной развитого капитализма. Здесь сложился промышленный пролетариат, классовые противоречия выступали в наиболее неприкрытом виде. Глубокое изучение жизни пролетариата в Англии помогло Энгельсу сформировать своё мировоззрение. Много часов проводил он в грязных кварталах Манчестера, где жили рабочие, своими глазами наблюдал их нищету, тяжёлые условия жизни, болезни, полуголодное существование, а также их первые выступления против буржуазии.

Свои наблюдения и выводы Энгельс изложил в знаменитой книге «Положение рабочего класса в Англии», вышедшей в 1845 году. Эта книга представляет собой грозный обвинительный акт против английской буржуазии. «Перед лицом всего мира, - писал Энгельс Марксу, - я обвиняю английскую буржуазию в массовых убийствах, грабежах и других преступлениях». Ленин назвал эту книгу «одним из лучших произведений в мировой социалистической литературе». В своей работе Энгельс впервые приходит к важнейшему выводу - об исторической роли пролетариата в деле освобождения человечества от оков капитализма. «Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс, что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе» (Ленин).

Одновременно Энгельс формулирует и другое великое открытие. В своей работе «Очерки критики политической экономии» (1844 год) он приходит к выводу, что экономический фактор - частная собственность на средства производства - образует основу современного классового общества.

Таким образом, вначале неясные юношеские стремления Энгельса к подвигу, его любовь и сочувствие к народным массам оформляются в научно обоснованное мировоззрение, в понимание законов развития общества и путей его революционного переустройства.

Летом 1844 года Энгельс покидает Англию. Он едет на родину - в Бармен, а по пути останавливается в Париже. Здесь происходит встреча Энгельса с Марксом, положившая начало их дружбы на всю жизнь.

«Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учёными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе», - писал Ленин.

Оказалось, что к моменту встречи с Энгельсом Маркс пришёл к тем же выводам, что и Энгельс. Выяснилось их полное единомыслие. Свои новые взгляды Маркс и Энгельс изложили в своей первой совместной работе - «Святое семейство», вышедшей в 1845 году. В этой работе закладываются основы диалектико - материалистической философии, доказывается необходимость борьбы за революционное переустройство общества, борьбы, во главе которой должен стоять пролетариат.

Открыв всемирно - историческую роль пролетариата в деле построения нового общества, Маркс и Энгельс всю свою жизнь отдают политическому просвещению рабочего класса, подготовляют создание пролетарской партии. Вернувшись в Бармен, Энгельс созывает собрания рабочих, на которых пропагандирует коммунистические взгляды. Но вести коммунистическую пропаганду и служить в конторе отца было совершенно невыносимо. Домашняя обстановка гнетёт Энгельса, и весной 1845 года он уезжает в Брюссель, где в это время жил Маркс, высланный из Парижа.

В Брюсселе Маркс и Энгельс принимаются за детальную разработку своего учения. Они создают вместе ещё одну работу - «Немецкую идеологию». В этой работе Маркс и Энгельс подвергли глубокой критике современную им идеалистическую философию, а также абстрактно - созерцательный материализм Фейербаха и выступили как сложившиеся материалисты - диалектики. Они выдвинули здесь учение об общественно - экономических формациях, доказали, что переход от одной формации к другой возможен только посредством революции и что создание коммунистического общества будет возможно через завоевание пролетариатом политической власти.

С 1845 по 1847 год Маркс и Энгельс наряду с дальнейшей разработкой своей теории борются за создание пролетарской партии. В 1847 году они создают «Союз Коммунистов» - первую международную организацию революционного пролетариата. Этот Союз поручил Марксу и Энгельсу выработать программу. Так возник знаменитый «Манифест Коммунистической партии» (1848 год) - «песнь песней марксизма», как назвал его товарищ Сталин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены