Великий пример

опубликовано в номере №469-470, декабрь 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

По свидетельству людей, хорошо знавших Ленина, Владимир Ильич часто говорил: «Читать вообще мало проку. Надо заниматься регулярно и систематически». Владимир Ильич умел образцово организовывать свои знания. В процессе чтения он постепенно накапливал нужный ему для дальнейшей работы теоретический материал.

Уже в молодые годы, прочтя все основные произведения Маркса и Энгельса, Ленин воспринял теорию Маркса творчески, как руководство к действию, как гениальный метод. Ленин применил теорию Маркса к экономической и политической обстановке современной ему России. Он принялся за детальнейшее изучение русской конкретной действительности. С исчерпывающей полнотой изучал он всю относящуюся к этому литературу. Для своей классической работы «Развитие капитализма в России» Ленин использовал 503 книги на русском, немецком и французском языках. Некоторые из этих книг на русском языке в своё время, изучал Маркс (например, «Судьбы капитализма в России» Воронцова). Обширный материал для книги «Развитие капитализма в России» Владимир Ильич вынужден был собирать в тюрьме. В тюрьме же он написал молоком между строк медицинской книги свой новый проект программы партии и объяснительную записку к программе. Ленин не успел закончить в тюрьме с таким трудом налаженную работу по собиранию материалов для книги о развитии капитализма в России. Он был отправлен в ссылку в Восточную Сибирь, в село Шушенское, Енисейской губернии. Проездом в Шушенское Ленин два месяца пробыл в Красноярске и пользовался здесь частной библиотекой местного библиофила-любителя Юдина. Библиотека находилась в пяти верстах от города, и Ленин ежедневно покрывал это расстояние туда и обратно пешком. В глуши, в труднейших условиях ссылки, написал Владимир Ильич свою историческую работу «Развитие капитализма в России».

Всю жизнь Ленин интересовался философскими трудами и читал много книг по философии. В 1895 году он законспектировал книгу Маркса и Энгельса «Святое семейство». Этим было положено начало знаменитым ленинским «Философским тетрадям». Эти тетради содержат большие выписки из различных философских работ, конспекты многих философских произведений с замечаниями, выводами и обобщениями самого Ленина. В «Философских тетрадях» даются извлечения из произведений таких представителей философии, как Гераклит, Аристотель, Лейбниц, Гегель, Фейербах, Маркс, и Энгельс. В общей сложности прочитанные Лениным книги, по поводу которых написаны тетради, насчитывают не менее 8 тысяч страниц.

Владимир Ильич нужные ему сведения исчерпывал из самых разнообразных источников и в том числе и из художественной литературы. В «Развитии капитализма в России», например, рядом с ссылками на данные статистических источников находятся ссылки на литературные произведения Глеба Успенского, Короленко, Мамина-Сибиряка. Художественная литература была для Ленина одним из источников познания жизни. Талантливые образцы её производили на Владимира Ильича сильное впечатление. Прочитав повесть А. П. Чехова «Палата № 6», он свои впечатления о произведении выразил словами: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6».

Ленин прекрасно знал русскую литературу. Из русских поэтов он любил Лермонтова, Некрасова, Пушкина, Пушкина - больше всего. На ночном столике Владимира Ильича рядом с «Логикой» Гегеля лежали книги его любимых поэтов. По вечерам он часто их перечитывал. Отрывки из их произведений Ильич нередко цитировал наизусть.

Одним из самых любимых произведений Ленина был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Не раз в трудные моменты любил Владимир Ильич повторять слова Чернышевского: «Революционная борьба - это не тротуар Невского проспекта». Сердцу Ильича был мил сам творец книги «Что делать?»

К произведениям Льва Толстого Ленин обращался всю свою жизнь.

«Как-то, - вспоминает М. Горький, - пришёл к нему (Ленину) и вижу на столе том «Войны и мира».

- Да, Толстой! Захотелось прочитать сцену охоты, да вот вспомнил, что надо написать товарищу. А читать - совершенно нет времени. Только сегодня ночью прочитал Вашу книжку о Толстом.

Улыбаясь, прижмурив глаза, он с наслаждением вытянулся в кресле и, понизив голос, быстро продолжал:

- Какая глыба, а? Какой матёрый человечище? Вот это, батенька, художник... И, - знаете, что ещё изумительно! До этого графа подлинного мужика в литературе не было...

Потом, глядя на меня прищуренными глазами, спросил:

- Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Сам себе ответил:

- Некого.

И, потирая рукой, засмеялся, довольный.

Я нередко подмечал в нём черту гордости русским искусством».

Очень ценил Владимир Ильич и творчество М. Горького. Из его произведений Лениным особо отмечен роман «Мать». Эту книгу Ленин прочёл ещё в рукописи. Он считал её очень нужной и своевременной и выразил желание, чтобы её как можно скорее перевели на иностранные языки. Из других произведений Горького на Ленина большое впечатление произвели пьеса «На дне», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и рассказы «Страсти-мордасти», «Двадцать шесть и одна».

Ставя всегда на первое место русскую литературу, Ленин ценил и любил и литературу иностранную. Он очень увлекался романом А. Барбюса «Огонь», с охотой читал стихи западных поэтов - Гёте, Гейне, Виктора Гюго.

В юные годы вождя

В известной беседе с писателем Эмилем Людвигом (1931 год) товарищ Сталин рассказал, что с 'пятнадцатилетнего возраста он вступил в революционное движение, когда связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены