Великий мастер сатиры

Джек Линдсей| опубликовано в номере №700, июль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Шоу был верным другом «Дейли уоркер». Когда газету запретили в 1941 году, он немедленно присоединился к протесту против этого решения правительства. Он заявил, что «Дейли уоркер» запретили не потому, что в ней сообщалось не то же самое, что и в других газетах, а за то, что она обладала мудрым пониманием того факта, что хорошие взаимоотношения с Россией для нас исключительно важны.

Сказав далее, что люди, запретившие «Дейли уоркер», действовали из слепой ненависти к СССР, вызванной тем, что эта страна уничтожила «паразитизм и нищету», Шоу добавил:

«Гораздо разумней было бы закрыть «Таймс» и все другие газеты, которые в течение многих лет вели и ведут кампанию клеветы и оскорблений, направленную против большевизма, и требуют создания для борьбы с ним единого фронта капитализма».

Я лично не был знаком с Бернардом Шоу, но мне хочется рассказать о том, как мы с ним однажды вступили в непосредственный контакт. Незадолго до его смерти общество его имени обратилось ко мне с просьбой выступить с лекцией о Шоу и Диккенсе. Общество предварительно отправило текст моей лекции Бернарду Шоу, который сделал на рукописи ряд замечаний и исправлений, а затем прислал ее мне. Поправки Шоу главным образом сводились к изменению терминов. Кстати сказать, у него была неудержимая склонность заменять слово «капитализм» словом «плутократия». Но в целом Шоу принял лекцию без вопросов и возражений, поэтому я вправе утверждать, что он считал правильной высказанную мною точку зрения.

Как я уже говорил, Шоу в период формирования его творческих и философских взглядов находился под большим влиянием Маркса и Диккенса. Маркс дал ему ценнейшую духовную основу, Диккенс - творческий метод изображения человека в его взаимоотношениях с обществом. Шоу с энтузиазмом утверждал, что «Крошка Доррит», в сущности, является революционным произведением. Кстати, в своей лекции, о которой речь шла выше, я указал на тесную связь произведений Шоу с романами Диккенса и, не вдаваясь в детали, отметил глубокое воздействие, оказанное на Шоу Марксом. Это воздействие позволило Шоу по - своему применить в творчестве новые воззрения.

Честь и хвала Бернарду Шоу за его цельность как человека и как художника, за чрезвычайно ценную, яркую критику буржуазного общества, которую он дал, за его горячую, искреннюю поддержку социализма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены