Великий кобзарь

Ю Иващенко| опубликовано в номере №643, март 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 140-летию со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко

Триста лет назад в историческом акте, принятом Переяславской Радой, осуществились вековечные народные мечты: Украина и Россия воссоединились в одном великом государстве. За эти годы дружба украинского и русского народов выдержала испытание временем, росла и развивалась. Крепли культурные связи двух народов.

Славной вехой на этом долгом пути возвышается творчество великого кобзаря, революционного демократа Тараса Григорьевича Шевченко.

Первые шаги в искусстве и литературе, сделанные Шевченко, были возможны лишь благодаря его русским друзьям. Карл Брюллов, Жуковский, Венецианов, Сошенко - каждый по-своему приняли самое непосредственное участие в судьбе молодого живописца (поэтический талант Шевченко раскрылся позднее). Они помогли юноше освободиться от крепостных оков, содействовали развитию его художественного мастерства. Трудно переоценить идейное влияние на мировоззрение Шевченко таких выдающихся русских мыслителей, как Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов. Именно их идейно-эстетические принципы, составлявшие в те годы вершину общественной мысли, пронизывали поэтические творения Шевченко, помогали ему наиболее полно и художественно ярко выражать думы и чаяния народные.

Любя украинский, народ, скорбя о его тяжелой, подневольной участи, гневно обличая крепостников, поэт в то же время был чужд национальной ограниченности. Ему одинаково были ненавистны помещики - и русские, и украинские, и польские. Он резко выступал против помещичье-шовинистических высказываний Кулиша, ратовавшего за разъединение народов, за «особые» пути развития украинской культуры. В этой борьбе Шевченко был поддержан Добролюбовым.

Много нелегких испытаний выпало на долю Шевченко в годы крепостного рабства и в далекой ссылке. Но поэт прошел сквозь все мерзости николаевской России с гордо поднятой головой, сохранив веру в торжество великих идеалов, которые отстаивал, за которые страстно боролся.

Глядя на мир глазами революционного демократа, Шевченко прекрасно сознавал подлинные причины бедственного положения крестьянства. Быстро, «как дым, как утренний туман», исчезли юношеские иллюзии о патриархальной Украине, о том, что стоит лишь избавиться от царского гнета, и на украинской земле наступит благоденствие. Так казалось ему лишь из петербургского далека. Приезд на Украину рассеял эти представления. Под соломенными кровлями милых его сердцу мазанок Он увидел столько горя и слез, столько жертв жестокости «своих», украинских помещиков, что пришел к четкому и ясному выводу: чтобы изменить жизнь, нужно разрушить весь помещичье-крепостнический строй.

Песни и думы Шевченко близки к народной украинской поэзии. Они так же мелодичны, просты и проникновенны, так же глубоки по мысли, как песни, сложенные народом. Это яркие картины, где видна сама жизнь, данная без прикрас и добавлений. Устами Шевченко - этого воистину народного поэта, нам заметил М. Горький, - говорил сам народ - творец всего прекрасного на земле.

Уже первая книга Шевченко, «Кобзарь», вышедшая в 1840 году, произвела ошеломляющее впечатление на современников. Передовые люди того времени, русская и украинская молодежь, восторженно приветствовали рождение замечательного поэта, чья гневная и страстная мысль билась в каждой строке задушевных песен и дум. Шевченко выступил как открыватель нового, доселе невиданного мира, мира мыслей и чувств родного ему простого украинского народа.

Украинским помещикам, националистам, реакционным петербургским критикам претила «мужицкая» направленность его поэзии, они смертельно боялись ее революционизирующего влияния на простых людей и всячески поносили поэта.

Грустны раздумья Шевченко об ушедшем героическом прошлом, безрадостны картины, в которых отражена современная ему жестокая действительность. Но эта грусть лишь ярче оттеняет мечты поэта о светлом будущем.

Воспевая в исторических поэмах «Тарасова ночь», «Гайдамаки», «Гамалея» выступления крестьянских масс и казачества против гнета панов-помещиков, Шевченко подводит к мысли о неизбежности, необходимости восстания.

Великий поэт украинского народа воспевал братство народов. Бичуя в исторических поэмах жестокость польских панов, огнем и мечом разорявших украинскую землю, поэт звал к дружбе с простыми людьми Польши.

Поэт высоко ценил трогательную заботу, которую проявляли к нему его русские друзья. Именно они - президент Академии художеств граф Федор Толстой, поэт Алексей Толстой, братья Жемчужниковы - после долгих трудов добились возвращения Шевченко из ссылки. Приезд его был радостно встречен передовой петербургской общественностью. Молодежь восторженно приветствовала появление Шевченко на литературных вечерах.

Это была не только радость при виде вырванного из неволи поэта, но и политическая демонстрация.

Ссылка подорвала здоровье Шевченко, но не укротила его воинствующего революционного духа. В «Дневнике», которому поэт поверял свои заветные мысли, в поэмах «Неофиты», «Юродивый», «Мария», в стихах, написанных в последние годы жизни, Шевченко с новой силой выступал против деспотизма в любых его проявлениях, целиком разделял взгляды русских революционных демократов.

На одном из вечеров Шевченко прочел стихотворение, посвященное смерти вдовствующей императрицы, которое кончалось строками:

... А люди сами

Сумеют справиться с царями -

Их к плахе сами поведут!

К последним отрадным событиям в жизни Шевченко относится его короткая, но яркая встреча с замечательным негритянским трагиком Айра Ольдриджем, приехавшим на гастроли в Россию. Быстро познакомились два бывших раба, нашли общий язык, пели друг другу песни - один негритянские, другой украинские. Шевченко написал портрет великого артиста, находящийся сейчас в Третьяковской галерее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены