Великий друг молодежи

С Трегуб| опубликовано в номере №455-456, май 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

Со сколькими молодыми людьми вёл переписку Горький! Со сколькими встречался, беседовал! Зорким и мудрым глазом художника наблюдал он за процессами, происходящими в среде молодёжи, возбуждал в подрастающем поколении жажду культуры, труда, подвига.

Часто можно было встретить радостного Горького на наших юношеских праздниках. Он участвовал в работах VII Всесоюзной конференции ВЛКСМ. Всегда у него находилось множество нужных и важных дел к комсомолу. Шла ли речь о подготовке медицинских кадров или об изучении иностранных языков, о физической культуре или парашютизма, о книжке для детей или развитии всей советской литературы, - он считал своим долгом заинтересовать этим комсомол.

Его бессмертные произведения идейно и нравственно возвышали молодёжь, воспитывали в ней мужество и отвагу, учили её ненавидеть гниль и пошлость старого мира. Его многочисленные статьи и речи вызывали прилив творческой энергии молодёжи. «Вперёд и выше!...» Горьковские слова эти, повторённые миллионами молодых людей, стали их боевым девизом.

Беззаветный друг трудящихся и вдохновитель борьбы за торжество коммунизма, он, Горький, являлся учителем жизни молодого, подрастающего поколения, его великим другом. Он постоянно говорил с молодёжью в своих книгах, в своём творчестве. Но и вне границ творчества, оставляя перо художника, Горький в практической жизни находил тысячи возможностей помогать расти молодёжи, воспитывал её на реальных делах. Как художника Горького знают все. Но ту огромную практическую помощь, которую нёс великий писатель молодёжи, знают далеко не все. О ней нам хочется напомнить.

Ещё в 1895 - 1896 годах молодой Горький в фельетонах, печатавшихся «Самарской газетой» за подписью Иегудиил Хламида, резко выступал против эксплуатации подростков. Он изобличал заводчиков, безнаказанно уродовавших жизнь «бесплатно обучающихся» у них мальчиков. Горький писал тогда же о двухстах восьмидесяти школьниках, которые «по недостатку места в городских школах» лишены возможности учиться. Его беспокоила их судьба: «Быть может среди них есть таланты».

В те далёкие для нас годы писатель устраивал новогодние ёлки для тысяч нижегородских ребят и посылал детям бедноты Поволжья тематические альбомы с вырезками из журналов.

Горький горячо подхватил в 1901 году призыв Ленина о борьбе с изуверскими репрессиями царизма против революционного студенчества. Вот строки, адресованные им по этому поводу поэту В. Брюсову:

«Я, видите ли, чувствую, что отдавать студентов в солдаты, мерзость, наглое преступление против свободы личности и идиотская мера обожравшихся властью прохвостов. У меня кипит сердце, и я бы был рад плюнуть им в нахальные рожи человеконенавистников».

В тяжёлую пору царской реакции он смело боролся с отравляющим душу молодёжи ядом пессимизма, упадочничества и требовал воспитания оптимистического, социально-разумного чувства. Он видел свою цель в том, чтобы внушить молодёжи любовь и веру в жизнь, «научить людей героизму».

Понятно, почему особенно активным стало внимание Горького к подрастающему поколению в послеоктябрьское время, когда перед молодёжью открылись широчайшие возможности и она стала в ряды строителей нового, социалистического общества. Пожалуй, никто из писателей, за исключением, разве, Маяковского, не являлся в такой мере, как Горький, чутким наставником нашего юношества. На глазах Горького рождался тот человек с большой буквы - «Человек достоинства», глашатаем которого ещё в тёмные годы царской реакции был великий писатель-революционер. Горький радовался рождению этого свободного, гордого, умного, красивого человека, о котором он мечтал и которому пел песню. Он всегда говорил о нём взволнованно, думая при этом «не о славянах, семитах, тюрках, финнах и вообще о племенах Союза Социалистических Советов», а о всей интернациональной семье - «о детях той великой идеи... которую извлекли из жизненного опыта всего человечества Маркс и Ленин» и которая стала реальностью в стране, освещенной гением Сталина.

Горький писал в редакцию журнала «Молодой большевик»:

«Поистине - растёт новый человек, он неоспоримо заявляет о росте своей беспощадной борьбой против наследия прошлого, его неукротимым стремлением к великой цели своей, его изумительной героической работой по вооружению своей страны новой культурой. Вихрь его энергии всё решительней и всё более обильно привлекает к себе пролетариев всех стран».

И он всемерно помогал растущему советскому человеку осознать себя, своё призвание в жизни; помогал как писатель силой своего слова и как зачинатель многих конкретных дел, которые служили интересам коммунистического воспитания молодёжи.

Обозревая многостороннюю деятельность Горького в этом направлении, легко обнаружить в ней два основных лейтмотива. Первый из них:

«Наша рабоче-крестьянская молодёжь должна хорошо знать труды и подвиги своих отцов, должна подробно знать роль рабочего класса и его коммунистической партии в организации великой победы передового отряда пролетариев всех стран».

И второй лейтмотив:

«... Вы - «молодая гвардия рабочих и крестьян», вы не только рабочая молодёжь, а хозяева своей страны, и нет и не может быть ни одного вопроса в нашей действительности, который стоял бы вне вашего внимания».

Неоднократно и каждый раз с особой остротой он, обращаясь к советской молодёжи, говорил и писал о прошлом родной страны и народа. Воспоминания его носили отнюдь не пассивно-познавательный, школьный характер. Им руководило другое: люди, не знающие прошлого, могут недооценить значения настоящего и неясно видеть цели будущего.

«... Для многих молодых людей, - предостерегал Горький, - которые не прошли суровую школу классовой борьбы и совершенно не знают условий жизни рабочего класса в «доброе старое время», всё ещё не исчезла опасность свернуть незаметно для себя в болото мещанского благополучия, - благополучия, основанного на крови отцов».

Специально для молодёжи он предпринял издание серий книг по истории молодого человека XIX века, по истории заводов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены